Главная » Школа » Педагогически запущенные дети: правила диагностики
13
Сен

Педагогически запущенные дети: правила диагностики

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Педагогически запущенные дети здоровы психически и физически. Их основным отклонением от нормы является их поведение. Эти дети выходят за границы принятого в обществе социального поведения и попадают в группу риска.

Обычно такие дети имеют агрессивный характер, они плохо поддаются воспитанию и не реагируют на замечания со стороны учителей или родителей.

Существует несколько понятий, с помощью которых характеризуют данную группу детей. Названия отражают различную точку зрения на их отклонения – так, одни называют их трудными или трудновоспитуемые, а другие — педагогически запущенными. Обычно такие названия используют те педагоги или врачи, для которых поведение ребенка является проблемой, малыш доставляет неудобства и не поддается тому же методу воспитания, что и все остальные. Обычно все сводят к тому, что нормальных детей отделяют от педагогически запущенных — их или просто исключают из школы или переводят в учреждение, где воспитанием трудных детей занимаются уже специалисты.

Причин такого поведения врачи выделяют несколько:

·Биологические – ребенок имеет врожденные психические отклонения или же во время беременности произошла травма, повлекшая нарушения внутриутробного развития;

·Психологические – неприязнь к самому себе, трудность общения со сверстниками или неустойчивое психическое состояние;

·Педагогические – неправильная программа обучения детей в школе, не способная рассказать об основных социальных правилах; нежелание ребенка учиться, намеренная закрытость от всякого положительного опыта.

Как правило, педагогически запущенные дети имеют проблемы в семье. При жестком отношении к ребенку у него вырабатывает агрессия, которую он выплескивает на окружающих. Аналогичное можно наблюдать, когда родители не занимаются воспитанием ребенка, не уделяют ему внимания, являются алкоголиками или наркоманами. В итоге ребенок, не обученный нормальному поведению в обществе, вполне может подражать поведению родителей. Из-за отсутствия правильной социальной модели малыш теряется в социуме и проявляет девиантное поведение. Однако случается, что дети из нормальных полноценных семей являются также педагогически запущенными.

Обычно врачи, психологи и педагоги считают ребенка психологически запущенным, если его поведение резко отличается от социальной нормы. Часто характерной чертой является проявление агрессивного поведения в отношении других детей или даже учителей. Такие дети в возрасте 10 лет, а в некоторых случаях и раньше, уже активно употребляют спиртное, курят сигареты и даже, возможно, пробуют наркотики. Они могут совершать правонарушения — красть, драться, заниматься мошенничеством. Частые прогулы школы, попытки сбежать из дома и суицидальные наклонности — все это относится к термину педагогически запущенные дети.

Такие дети нуждаются в срочной помощи. Если вовремя не произвести корректировку их поведения и не привить им необходимые в обществе социальные ценности, то ребенка можно будет потерять. Примерно 15% таких детей погибают из-за передозировки наркотиков или отравления алкогольными напитками. Без помощи они так и не могут найти свое место в жизни и становятся безработными или бездомными.

Главной целью в воспитании таких детей является их адаптация в социуме. Нужно сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки принятого и не являлось преградой для установления нормальных отношений с другими людьми.

Педагогически запущенные дети попадают в группу риска. Слово «риск» в данном случае означает возможность негативных последствий или нежелательного влияния. Именно поэтому, когда говорят о детях, попадающих в группу риска, имеют в виду, что они находятся под влиянием некоторых отрицательных факторов. Но при этом говорят о двух аспектах риска.

Понятие риск для общества появилось еще во времена советского союза и подразумевало опасность для общественных интересов. Такое понятие распространялось на неблагополучные семьи, людей и детей, чье ненормальное поведение могло быть потенциально опасно для окружающих и общества. Риск, которому такие дети постоянно подвергаются в обществе. К нему относят утрату здоровья, жизни или просто невозможность нормально развиваться и жить.

Дети не по своей воле прибегают к такой модели поведения. Это происходит из-за воздействия негативных факторов, которыми они просто не способны управлять.

Во время работы с педагогически запущенными детьми используется несколько методик. Некоторые подразумевают изъятия ребенка из семьи при условии, если она считается неблагополучной. Также возможна сторонняя помощь родителям в воспитательном процессе.

Программа социальной адаптации, разработанная Р. В Овчаровой, предполагает прохождение трех стадий.

Первая включает в себе непосредственную работу с самими родителями. Нужно кардинально изменить подход к воспитанию. Папы и мамы должны принимать активное участие в воспитании ребенка, проявлять интерес к его увлечениям. Нужно попытаться организовать день своего чада, но при этом сделать это без лишней агрессии и злости. Главное в отношении с такими детьми — это заполучить их доверие, и это необходимо не только родителям, но и педагогам, работающим с ним. Только человек, которому трудный ребенок доверяет, может внести изменения в его жизнь, только к нему он прислушается и постарается изменить свое поведение. Вторая стадия направлена на изменения работы педагога с учениками. Учитель должен нормально относиться к такому ученику и не поддаваться на провокации. Угрозы о наказаниях ничем не помогут, а поведение после этого может еще больше отклоняться от нормы. Важным аспектом является общение родителей и учителя, так они смогут быстрее устранить причину девиантного поведения. Третья стадия направлена на работу с самим ребенком. Ему нужно помочь вырасти как личности, направить всю ту энергию, которую он тратит на хулиганство, в правильное русло, возможно, найти ему увлечение по душе и развивать это. Его нужно развивать интеллектуально и нравственно, медленно вводя его в рамки поведения принятые в обществе.

Такая программа приносит достаточно хорошие результаты. Это объясняется тем, что изменения пытаются внести не только в поведение ребенка, но и в окружающий его мир. К тому же вполне возможно, что причиной девиантного поведения были проблемы, связанные со школой или родителями, и после их устранения обычно все приходит в норму.

Существует метод, представленный И. В Дубровиной. Согласно ему, педагогически запушенные дети должны отдельно воспитываться и корректироваться. Изменения не вносятся в поведение родителей или педагогов. Программа подразумевает привитие трудному ребенку дисциплины, желание учиться и находиться в обществе среди своих сверстников друзей.

На самом деле меры, которые нужно применять к педагогическим запущенным детям, зависят от множества факторов. Если ребенок из неблагополучной семьи, то порой единственный способ оградить малыша от вредного влияния и вернуть его обратно в общество — это изъять его из семьи. А при условии, что он совершил уже несколько умышленных противозаконных действий или попал в зависимость, от каких-либо веществ, то помочь самостоятельно ему почти что невозможно. Только при помощи специалистов и врачей можно вернуть таких детей в нормальное состояние и дать им возможность жить хорошей жизнью. Но если девиантное поведение только стало проявляться или имеет не столь тяжёлую форму, есть возможность самостоятельно с этим справиться.

В первую очередь, нужно подумать о том, что в поведении самих родителей могло вызвать отклонение от нормального поведения. Практика показывает, что во многих случаях педагогически запущенные дети становятся такими из-за напряженной обстановки в семье. Даже если семья благополучная, недостаток внимания или любви, частые ссоры между родителями или излишняя строгость может послужить причиной подобного отклонения. Обычно дети пытаются таким образом обратить на себя внимание. Именно поэтому психологи иногда приравнивают девиантное поведение к крику о помощи.

После стоит попытаться поговорить с ребенком. Спросить, что его беспокоит и есть ли у него трудности в общении с другими детьми. Если такие проблемы существуют, постараться их уладить. Узнать о круге возможного общения, и постараться оградить от неблагоприятного влияния, при этом ни в коем случае не прибегать к угрозам и физическим наказаниям, это только усугубит ситуацию, и ребенок еще больше замкнётся в себе.

Далее нужно выяснить, в чем ребенок хорош. Можно поговорить с ним и спросить, чем бы он хотел попробовать заняться. При желании записать в спортивную секцию или кружок. Так он будет развиваться и приобретет уверенность в своих силах. Также, возможно, это поможет обзавестись новым кругом друзей и знакомых.

Главное — это вовремя понять, когда ребенок становится педагогически запущенным. Не стоит закрывать глаза даже на мелкие хулиганства, лучше попробовать обсудить, почему он так поступил. Нужно, чтобы ребенок не видел в родителях тиранов, но и друзьями они тоже не должны становиться. Необходимо найти правильный баланс между доверием и уважением. Не нужно навязывать детям свои взгляды и увлечения, нужно дать понять, что их взгляды в семье не будут осуждаться и подвергаться критике. Только при этих условиях дети могут открыто разговаривать с родителями, не боясь наказаний или осуждений.

Конечно же, педагогически запущенные дети доставляют много хлопот, как родителям, так и педагогам. Но стоит с пониманием отнестись к этому. Безусловно, такое поведение нужно срочно исправлять.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Педагогически запущенные дети: правила диагностики" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}