Главная » Школа » От чего зависит самооценка школьника?
21
Окт

От чего зависит самооценка школьника?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Самооценка школьника зависит от многих факторов: возрастной категории, успеваемости, отношений с окружающими, оценки взрослых. Особое значение имеет формирование высокой самооценки у детей младшего школьного возраста.

У младших школьников наблюдаются все типы самооценки. К счастью, устойчиво низкая самооценка – явление довольно редкое. Наделенные ею дети очень робки, большей частью держатся в тени, могут не отвечать на уроках даже при знании материала, при ответе проявляют чрезмерное волнение, имеют проблемы с общением со сверстниками, с трудом заводят друзей.

Большая часть детей обладает в той или иной степени адекватной самооценкой. Они отличаются активностью, общительностью, проявляют самостоятельность, инициативу, умеют объективно оценивать свои способности и возможности, в меру критичны.

Другая группа – это дети с высоким уровнем самооценки. Они целеустремленны, активны, стремятся во всем быть первыми, самоутвердиться посредством достижения поставленных целей и самореализации.

Дети с неадекватно низкой самооценкой застенчивы, робки, стеснительны. Они никогда не проявляют инициативы и пытаются отказываться от предлагаемых заданий, поскольку не уверены в своей способности справиться с ними, все время боятся ошибиться и проявляют чрезмерную неуверенность в собственных силах и самокритичность, тревожны, слабохарактерны и ведомы. Вследствие особенностей характера круг их общения довольно ограничен. Дети с заниженной самооценкой стараются держаться в стороне и часто уходят в себя.

Однако школьники с неадекватно завышенной самооценкой доставляют преподавателям не меньше проблем, чем ребята с низким уровнем оценки собственных возможностей. Они склонны переоценивать свои способности, уровень интеллекта, личностные качества, не задумываясь принимаются за задания, которые им явно не по силам, часто дают обещания, а затем оказываются не в силах их сдержать, что, однако, ничуть не огорчает таких детей, как и невыполненные задания.

Они крайне некритичны по отношению к себе и не стремятся к повышению качества учебы, поскольку необоснованно уверены в своих способностях. Одновременно эти школьники очень критично относятся к окружающим, сверстникам, одноклассникам. Зачастую ориентиром для них служат лишь поверхностные моменты деятельности людей.

Они склонны демонстративно критиковать результаты работы сверстников и давать им низкую оценку, отличаются снобизмом, самоуверенностью, отсутствием такта и чувства дистанции. Самооценка школьников играет очень важную роль, поскольку оказывает непосредственное влияние на уровень притязаний ребенка, т.е. на достижения, которые ребенок считает для себя посильными.

Именно поэтому адекватность самооценки имеет очень большое значение: ведь если ребенок способен объективно оценивать свои возможности, то и цели он будет ставить реальные — не выше и не ниже своих сил. Школьники с необъективно завышенной самооценкой склонны к ярким аффективным переживаниям, поскольку при столкновении с реальной картиной — средним уровнем их способностей – их притязания не находят удовлетворения.

При этом ребенок продолжает упорствовать в своем высокомерии и проявляет агрессивность, грубость, раздражительность, упрямство, обидчивость. Неадекватно завышенная самооценка имеет тенденцию к сопротивлению коррекции для соответствия реальному уровню достижений. Практика показывает, что если даже такие дети терпят ряд неудач, они не склонны соглашаться с объективностью вырисовывающейся картины и собственной несостоятельностью и некомпетентностью.

Причиной завышенной самооценки при этом может стать даже один случайный успех на фоне вереницы неудач. Большую роль в формировании такого отношения к себе играет и позиция родителей: похвалив ребенка за удачу в одном конкретном случае, они забывают или намеренно не напоминают о неудачах в остальных областях.

Именно подобная лжепсихология и является одной из причин возникновения неадекватно высокой оценки школьником своих возможностей и на этом фоне развитию конфликта с преподавателями или сверстниками. Младший школьный возраст – это период наиболее активного развития рефлексии – способности детей смотреть на себя глазами окружающих, вести самонаблюдение, соотносить свои собственные поступки с принятыми в обществе нормами.

Например, в течение первого года обучения в школе ребенок может объяснять свои неудачи внешними причинами. Но по мере взросления он начинает осознавать, что, возможно, неспособность достигнуть успеха обусловлена особенностями его личности, реальным уровнем интеллекта и т.д. В младших классах оценка умений и знаний часто служит основанием для оценки личностных качеств человека. Самооценка школьника во многом зависит от мнения учителя.

Дети часто делят одноклассников на отличников, “середнячков”, слабых и т.д. Уже ко второму году учебы школьники, проявившие высокий уровень успеваемости, значительно повышают собственную самооценку, причем касается это не только успехов в школе, но и оценки своей личности. В противоположность им дети, которым не удается проявлять особые способности в учебе, начинают проявлять неуверенность в себе, замыкаются, неохотно контактируют со сверстниками и взрослыми.

Их самооценка заметно снижается. Подобное отношение к своей личности требует немедленной коррекции, поскольку может оказать весьма негативное влияние на дальнейшее развитие ребенка. Ведь если даже его неудачи имели эпизодический характер, но привели к отрицательной самооценке, то занижение уровня притязаний может препятствовать самореализации ребенка.

Школьника надо сравнивать не с другими, а с ним самим. Это позволит объективно оценивать его собственные достижения, а не рассматривать их на фоне успехов сверстников. Следует избегать также принижения ребенка. Некоторые родители и учителя полагают, что, ругая школьника, можно заставить его лучше учиться. Однако практика показывает, что правильной тактикой является поощрение.

По отношению к детям нельзя применять также чрезмерную похвалу. При систематическом превозношении (даже при наличии объективных причин) у них формируется своеобразная мания величия, которая приводит к развитию завышенной самооценки и тормозит дальний прогресс и личностный рост ребенка.

Повышение самооценки школьника – одна из важнейших задач педагогики, поскольку от этого зависят его дальнейшие достижения и успех. Сами дети, особенно в младших классах, не способны самостоятельно справиться с проблемой. Как можно помочь ребенку поверить в себя? Большинство родителей не понимают всей важности высокого уровня самооценки детей.

А ведь она оказывает влияние не только на успеваемость, но и на взаимоотношения с ровесниками, взрослыми, степень активности, способность к самореализации, личностные качества. При наличии у ребенка низкой самооценки родителям необходимо в первую очередь обратить внимание на обстановку в доме. Возможно, малыш не уверен в себе не из-за низкого уровня способностей, а по причине наличия постоянных конфликтов, непонимания со стороны взрослых, некомфортной домашней обстановки.

Нередко при улучшении психологического микроклимата дети начинают намного лучше учиться, у них раскрываются новые способности. Кроме того, надо установить для школьника соответствующий уровень самооценки. Для этого можно использовать домашние задания. Ребенок должен сначала их выполнить, а затем оценить себя.

В качестве критериев оценки лучше использовать не традиционные баллы, а условную систему символов – например, геометрические фигуры. Малыш должен отметить задания, которые ему даются с трудом. После его проверки выполненную работу проверяют родители. Это даст возможность понять особенности самооценки школьника.

Порой причиной заниженной самооценки ребенка является психологическая и педагогическая неграмотность взрослых, которые считают допустимым унижать или оскорблять детей, внушать им неуверенность в своих силах. Следует помнить о том, что от самооценки маленького человека зависит не только успеваемость, но и его будущее.

Как родителям, так и учителям необходимо акцентировать внимание ребенка не на том, чего он не умеет, а на его достижениях, успехах, и тактично стимулировать его стремление работать над собой и восполнять пробелы.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "От чего зависит самооценка школьника?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}