Главная » Школа » Организация исследовательской деятельности школьников
24
Фев

Организация исследовательской деятельности школьников

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Исследовательские работы школьников весьма значимы как на этапе школьного обучения, так и в дальнейшей жизни. Ведь подобные навыки учат самостоятельно познавать, изучать, исследовать, а значит развиваться.

Жажда к познанию и исследованию присуща каждому ребенку с самого детства. Малыши вдохновенно и неустанно познают мир, желаю узнать каждую мелочь в его обустройстве. К сожалению, желание изучать и исследовать очень часто в детях убивают сами взрослые, которым вечно некогда. Иногда родителям легче накричать на ребенка, нежели дать обоснованный ответ на его вопрос. Постоянно пресечение познания приводит к тому, что малыш уже сам не хочет знать более. Вскоре родители начинают замечать равнодушие, но оно зачастую, уже необратимо. Искать внешние причины отсутствия интереса часто просто нет смысла, так как постоянная безответность на интересующие вопросы подсознательно выработала мысль о ненужности исследования и познания.

Но данный сценарий происходит лишь при ненадлежащей реакции на познавательную активность. Если же родители поддерживают инициативу своего чада, все происходит по другому и желание исследования все более развивается. Кроме того, огромное значение в совершенствовании и развитии познавательных качеств играют учебные заведения, сначала детский садик, потом школа.

К счастью большинство родителей все-таки полноценно исполняют свои обязанности и всячески поддерживают творческую и исследовательскую инициативу детей. На современном этапе развитие личности является также основной целью образования. Система образования стремится организовать учебный процесс с учетом всех требований детей, развивая прогрессивные направления, которые помогают развивать познавательные процессы, привлекать к исследовательской и творческой деятельности.

Безусловно, у каждого школьника есть определенные предрасположенности и дарования, которые важно обнаружить еще в младшем школьном возрасте, а то и раньше.

Для того чтобы ребенок мог раскрыть свои таланты психологи и педагоги применяют в учебном процессе подход исследовательского обучения, который основывается на естественном стремлении малыша к самостоятельному познанию окружающей среды.

Исследовательское обучение ставит задачу сформировать в учеников способность самостоятельно узнавать и перестраивать новые и известные способы деятельности, творчески переходить к осмыслению разных сфер социальной культуры.

Итак, возраст младших школьников наиболее благоприятен для развития познавательных процессов, а значит, самое хорошее время, чтобы начать вовлекать детей в учебно-исследовательскую деятельность. Любознательные дети с удовольствием познают окружающий мир, стремятся к активной деятельности. Делать открытия для них настоящая радость, а значит, нужно всячески способствовать дальнейшему развитию этой инициативы.

Исследовательская деятельность школьников – это организованная творческая и познавательная работа учеников, которая соответствует по своей структуре научной деятельности и формирует в результате исследовательские умения, познавательные мотивы, способствует усвоению новых знаний и способов деятельности.

Учебное исследование помогает школьнику узнать нечто новое для себя. Познавая те или иные процессы, ученик не только учится универсально осваивать действительность, но и развивает в себе исследовательский тип мышления.

Современная система образования предусматривает несколько направлений в развитии исследовательской деятельности.

— на урочных занятиях;

— на факультативах;

— в виде внеклассной работы (ведения научного сообщества учеников) .

Исследовательская деятельность на уроках может происходить, включая данный метод обучения на разных предметах для разных категорий учеников. Так, как вид исследования можно предложить детям сделать какой-либо проект, где они проведут исследование, а в итоге узнают много нового. Естественно, в младшей школе это будут всем давно известные понятия, но для малышей они будут новыми и необходимыми для дальнейшего познания. Ученики средних и старших классов могут брать более серьезные темы. Так, на уроках литературы можно подкоренную исследовать творчество какого либо поэта, а в конечном итоге представить папку с наработками и концерт, где можно отобразить главные моменты жизни и творческой деятельности.

На факультативных занятиях ученики более глубоко изучают знания в определенной отрасли, с определенного предмета, что значительно расширяет возможности применения исследовательской деятельности. Для творческих и познавательных работ в таком случае можно уделить гораздо большее время, соответственно темы исследований могут быть раскрыты более глубоко, при этом быть весьма значимыми.

Научное сообщество учащихся (НОУ) представляет внеклассную учебно-исследовательскую работу. Это не обычая работа над проектами и известными обществу исследованиями. НОУ предусматривает комплексную работу , которая включает себя проведение исследований и дальнейшую публичную защиту работ, организацию интеллектуальных игр, между школьное сотрудничество, научно-исследовательские конференции и т. д.

Школьное научное сообщество – это один из лучших способов развить учебно-исследовательские способности школьников.

НОУ для детей является добровольным творческим ученическим объединением, которое предусматривает творческое развитие школьников в определенной отрасли. Участники сообщества – это юные исследователи, которые желают высоко развить уровень своей культуры и интеллекта, приобретая необходимые знания и умения в ходе исследовательской деятельности.

Школьное научное общество ставит перед собой несколько важных задач:

. Определение творческих личностей и предоставление возможностей для полноценного развития творчества, способностей.

. Своевременное раскрытие особенностей и склонностей учеников, имеющих интерес к опытно-поисковой деятельности.

. Постепенная подготовка участников к самостоятельной деятельности, выполнение простых исследований, которые имеют незаменимое практическое значение.

. Введение проектной технологии, как таковой, что способна полноценно обеспечить самостоятельную исследовательскую работу участников.

. Вовлечение детей в творческие занятия, наведение на мысли о о том, что необходимо постоянно пополнять запас знаний, чтобы быть в курсе достижений в разных отраслей науки, литературы, техники, искусства, а также расширения собственного кругозора.

. Обучение детей развиваться самостоятельно.

Организация исследовательской работы школьников полноценно осуществляется, если неизменно следовать правилам ее введения.

Так, первым этапом должна послужить обучающая деятельность, которая предусматривает тренинговые занятия, дающие ученикам возможность приобрести специальные знания и навыки, которые помогут в дальнейшем вести самостоятельный исследовательский поиск. Целью таких занятий является оптимизация познавательной активности детей, развитие их творческого мышления. В ходе такой деятельности ребята опираются на собственных опыт, обучаются новому в период действия, а также все более интересуются процессами наблюдения и эксперимента.

На обучающих занятиях дети должны научиться видеть проблемы и ставить вопросы относительно их возможных решений, выдвигать гипотезы, уметь характеризовать понятия, а также классифицировать их. Кроме того, на данном этапе должны все более развиваться способности наблюдения, умения проводить эксперименты и делать выводы на их основе. Усвоенный материал школьники должны научиться структурировать, а все свои знания и исследования уметь доказывать, применять на практике и защищать.

Следующим этапом представлена сама исследовательская деятельность, которая предусматривает проведение школьниками своих индивидуальных исследований, которые проводятся под руководством учителя. Очень важно, чтобы педагог сумел правильно направить деятельность школьника. Это возможно при соблюдении всех этапов и четком понимании учениками каждого из них.

Так, тема возникает под воздействием определенной мотивации, то есть, какого либо вопроса или интересующего понятия. Выбрав тему, необходимо определиться с объектом, а также поставить правильные цели и задачи. Далее необходимо конкретно сформулировать гипотезу исследования и выбрать нужные методы. Если все эти понятия определить правильно, дальнейшая работа над проектом будет не такой уж сложной, а наоборот интересной и познавательной. Поэтому, довольно важен контроль педагога в данный период работы.

Далее ученики могут непосредственно искать и изучать литературу, которая соответствует теме и самостоятельно, но под руководством педагога планировать очередность выполнения исследования. Осуществив исследование, ученик должен постараться самостоятельно сделать анализ проделанной работы и сформулировать выводы. Заключительный этап – умение защищать исследовательские проекты школьников.

Говоря об исследовательской работе в начальных классах, то познавательная работа в таком возрасте приводит к следующим положительным результатам:

— дети обретают умение работать с видами информации;

— расширяется кругозор ребенка, расширяется его мышление;

— школьник обретает опыт целеполагания;

— исследовательская работа развивает эмоциональную сферу;

— ученик учится выступать перед публикой.

Стоит отметить, что учебные исследование в зависимости от количества детей разделяются на групповые и индивидуальные. Так, задание для группы равномерно распределяется между всеми участниками, а индивидуальную работу всецело выполняет один человек.

В зависимости от времени работы над исследованием, они бывают кратковременными или продолжительными. Так, первые основываются на уже существующих фактах и анализе информации. Вторые же чаще всего требуют времени в течение которого проходит какой-либо эксперимент и подтверждается или опровергается гипотеза.

Ученые педагоги рекомендуют вводить учебно-исследовательскую деятельность, начиная со 2 класса. В начальной школе, до 4 класса, более эффективно использовать групповые формы работы.

4-классники же предпочитают индивидуальную работу. В этом возрасте школьники готовы проводить как кратковременные исследования с учебных предметов, так и брать более ответственные задания на факультативах.

К сожалению, традиционная система обучения ХХ века еще не позволяет всецело проводить занятия, обеспечивающие полноценное развитие творческих и исследовательских способностей. Иногда причиной становится неготовность самих учебных заведений, а также педагогов, которым не могут обеспечить благоприятные условия переподготовки. Эти обстоятельства весьма негативно отражаются на детях, вовремя не поддержанная любознательность которых может просто превратиться в безразличие. Поэтому, первоначальное задание современной образовательной системы, как можно скорее произвести все необходимые реформы, а также создать полноценные условия для повышения квалификации педагогов, которое научит их по новому организовывать учебную деятельность, ища индивидуальный подход к каждому ученику, развивая его творчество и познавательные интересы.

Чтобы в будущем дети умели самостоятельно и твердо идти к своей цели, чтобы они умели исследовать и доводить свое мнение, нужно чтобынаучно-исследовательская работа школьников проводилась еще с младших классов.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Организация исследовательской деятельности школьников" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}