Главная » Школа » Одаренный ребенок в начальной школе: выявление и поддержка
21
Окт

Одаренный ребенок в начальной школе: выявление и поддержка

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Одной из насущных задач школы является выявление детей, обладающих особыми способностями, и организация работы с ними, поскольку в детском возрасте трудно осознать и реализовать свои наклонности без поддержки взрослых.

Эту функцию должны взять на себя родители и школа. Основной задачей семьи является выявление способностей малыша, а школы – их поддержка и развитие. Детей называют национальным достоянием и будущим страны. Если говорить об одаренных детях, то они составляют ее основной творческий и интеллектуальный потенциал.

Роль учителя в определении способностей школьников невозможно переоценить. Ведь чем раньше он сумеет разглядеть в одном или нескольких из сидящих в классе ребят наделенных особыми дарами, тем больше вероятности направить их талант в нужное русло и дать возможность полностью реализовать себя в данномнаправлении.

Многое зависит от дифференцированного и индивидуального подхода, желания и – главное – умения учителя заметить талант ребенка и позволить ему раскрыться.

Одаренность можно определить как комплексное свойство психики, определяющее способность человека достигать в одной или многих видах деятельности высоких результатов.

Когда речь заходит об одаренности психологи, педагоги делятся на два лагеря: одни считают, что все дети от природы наделены определенными талантами, другие утверждают , что по-настоящему одаренные ребята встречаются очень редко.

Талантливые дети выделяются на фоне остальных яркими, порой даже выдающимися успехами или имеют потенциал для достижения подобных вершин. Очень часто талант проявляется в успехах в сферах деятельности, которые имеют неорганизованный, самодеятельный характер.

Нельзя судить о способностях школьников лишь по их успеваемости в учебе. Большое значение имеет форма деятельности, в которой ребенок проявляет инициативу. Талант детей часто бывает закономерностью их возрастного развития. Нередко одаренный ребенок в начальной школе не может самостоятельно проявить свои способности. Ответственность семьи и педагогов в раскрытии и создании условий для дальнейшего развития его таланта очень велика.

Даже в младших классах нередко встречаются дети, которые не ограничиваются работой со школьным учебником, а изучают дополнительную литературу: энциклопедии, журналы, словари, по собственной инициативе работают над развитием своего интеллекта, проявляют недюжинные творческие способности. Есть неписаное правило поведения в такими учениками: никакого насилия над волей или принуждения: исключительно стимулирование личной увлеченности.

Подход к одаренным малышам должен быть строго индивидуальным. Педагог обязан уметь правильно организовать работу с такими детьми. Причем цель состоит не в быстром и полном усваивании школьной программы или победе над другими, а в победе над самим собой, повышении собственной самооценки посредством преодоления трудностей, нахождения новых, неординарных решений и прогрессе в собственном, данном от природы темпе.

Основной задачей учителя является развитие у ребенка способности осознавать свои достижения, сравнивать себя не с другими, а с собой, стимулировать стремление к самосовершенствованию. Для того педагог должен быть квалифицированным, любить свое дело, проявлять к работе творческий подход, не бояться экспериментировать, обладать высоким уровнем интеллекта и нравственности, уметь применять новейшие методики в обучении, педагогике, быть одновременно наставником, другом, хорошим организатором, разбираться в очень многих областях жизни.

Главными направлениями работы с талантливыми школьниками являются:

умение сохранять последовательность и преемственность основных методов, применяемые в дошкольных учреждениях, и плавно, незаметно для ребенка менять их на новые, более подходящие для начальной школы;

создание благоприятных условий для успешного обучения и развития одаренных малышей в младших классах;

применение системы дополнительного образования, целью которой является удовлетворение быстро развивающихся и меняющихся интеллектуальных, образовательных, социально-культурных потребностей наделенных талантом детей, которая позволит им выйти за рамки школьного образования.

Работу можно условно разделить на 4 этапа:

Организационный

Основным направлением данного этапа является изучение концепций, методик, научных работ психологов, педагогов, повышение уровня компетентности в области психологии одаренных детей и методов работы с ними.

Этап начального поиска

Целью данного этапа является сбор информации о поступающем в первый класс малыше. Источниками могут быть родители, воспитатели, сами дети, психологи. На практике это осуществляется посредством посещения занятий в дошкольных учреждениях для определения уровня способностей каждого ребенка, разговора с воспитателями. До конца первой четверти учитель должен суметь выявить основные наклонности малышей и составить для каждого из них индивидуальную карту интересов.

Рекомендуется применять методики, которые давно используются для определения умственных способностей: тесты Равеня, Векслера. С целью выявления уровня творческих способностей используют системы Торранса, Гилфорда, особые способы определения уровня социального и психологического развития и так называемой доминирующей мотивации индивидуума.

Необходимо также изучать область физического развития детей. На данном этапе выявление одаренности детей в школе проходит при их участии: посредством выполнения специальных тестов, которые определяют наличие таланта, оптимальную сферу его дальнейшего приложения. Психолог составляет рекомендации для дифференцированного подхода к талантливым детям. Вся информация используется для создания индивидуальной характеристики каждого повтупившего в начальный класс ребенка.

Третий этап работы — это оценка и коррекция

Его цель – создание благоприятных условий для скорейшего развития талантливых ребят, способности которых пока, возможно, находятся в зародыше, или детей, хотя бы ненамного опережающих сверстников по уровню интеллекта. При грамотном подходе возрастает вероятность качественного скачка в их развитии. Успех работы в огромной степени зависит от правильной организации процесса образования в младших классах.

Сами малыши проявляют большое рвение в учебе как под руководством педагога, так и самостоятельно. Для раскрытия и последующего развития интеллектуальных, познавательных, творческих способностей используют одновременно школьные уроки и внеурочную деятельность. Можно проводить викторины, познавательные и интеллектуальные игры, конкурсы, дающие возможность каждому из детей проявлять и повышать свои умственные, эмоциональные, психологические и физические возможности.

Основной характеристикой данного этапа является быстрое осваивание детьми навыкового содержания обучения как под руководством педагога, так и самостоятельно. Можно применять оригинальную методику внеклассной работы, успешно практикуемую во многих школах: один урок уделять выполнению занимательных тестов для развития детского интеллекта, другой – чтению и разбору сказок, третий – увлекательной истории, четвертый – ритмике.

Каждый учитель может сам составить программу внеурочных занятий, ориентируясь на наличии у своих подопечных тех или иных наклонностей. Акцент должен делаться на развитие творческих, познавательных способностей ребят, повышение их интеллектуального уровня, пробуждение интереса к новым областям: ведь не исключено, что ребенок обладает особыми талантами в сферах, которые пока ему не знакомы.

Можно проводить также фестивали наук. Это особый вид внеурочных занятий, которые нацелены на формирование позитивной мотивации по отношеною к процессу обучения, создания благоприятных условий для детального изучения серьезных наук.

Преподаватель должен уметь дать детям возможность совершенствовать свои способности и реализовывать потенциал в совместной деятельности с ровесниками и руководителями посредством самостоятельной работы. Дети должны принимать активное участие в научно-практических мероприятиях как в рамках школы, так и вне ее.

Четвертым этапом является завершающий отбор

К моменту окончания четвертого класса учитель должен провести индивидуальную оценку интеллектуальных, творческих, познавательных возможностей каждого ребенка посредством разнообразных видов деятельности образовательно-воспитательного процесса, составить его характеристику.

Собранная информация дает возможность более конкретно определить сферу и степень одаренности и способностей ребенка и является достаточно надежным основанием для прогнозирования возможного направления развития каждого из учеников. Учителю начальных классов следует продолжать следить за успехами своих подопечных, реализацией и развитием их талантов.

Основными принципами работы с особо одаренными детьми должны быть:

максимальное разнообразие возможностей для самореализации, увеличение количества внеурочных занятий и уделение им большего внимания, индивидуализация процесса обучения, создание условий для работы детей не с учителем, а друг другом, предоставление полной свободы при выборе сфер дополнительного образования.

Главными формами работы при этом должны быть: индивидуальные и групповые занятия с интеллектуально более развитыми школьниками, специальные курсы, факультативы, кружки, исследовательская и творческая деятельность, конкурсы, олимпиады, викторины.

Работа не только с талантливыми, но и с обычными детьми должна основываться на утверждении: «Если ребенок не проявляет себя ни в одной сфере, то это вина учителей и родителей».

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Одаренный ребенок в начальной школе: выявление и поддержка" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}