Главная » Школа » Кто должен заниматься организацей инновационной деятельности? Цели и задачи инновационной деятельности
07
Oct

Кто должен заниматься организацей инновационной деятельности? Цели и задачи инновационной деятельности

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Прежде чем приступить к подробному рассмотрению всех основных приемов и перечислить нормативно-правовые акты, который обязан вести современный учитель, целесообразно посвятить несколько строк тому, что именно подразумевается под новыми концепциями и подходом к системе образования в целом, их, так называемым, азам, которые, в свою очередь, составляют основу всего учебного процесса.

Итак, что же подразумевает собой инновационная деятельность педагога такого, что кардинально меняет весь процесс обучения и делает его по-настоящему интересным и увлекательным? Ответить на этот вопрос вот так вот сходу вряд ли получится даже у самого высококвалифицированного в этой области специалиста, ведь инновационная деятельность педагога — это целый комплекс мер и методов изложения учебного материала, оценивания знаний, установление дисциплины на занятиях и в перерывах между ними, а также принципиально нового взгляда на проведение различных открытых и закрытых мероприятий в классе и вне его стен.

При этом, вполне естественно, что «перескочить» в средних классах с одной программы на другую довольно-таки проблематично, и перевод этот должен осуществляться крайне плавно, практически незаметно для учащихся, но в случае, если речь идет о начальной школе, то принципиально новый подход должен усваиваться малышами, как говорится, «с младых ногтей» и быть для них чем-то само собой разумеющимся. И тут у многих родителей возникает логичный вопрос касаемо того, с чем собственно, связаны постоянные перемены в учебной программе и в самом процессе в целом, что представляет собой инновационная деятельность учителя и по какой причине старые методы образования оказались вдруг не достаточно эффективными или действенными.

Такая обеспокоенность вполне естественна, но, к счастью, совершенно неоправданна, ведь объяснение всего происходящего — очень простое. Ни для кого не секрет, что все на свете течет и меняется, а в последний век и вовсе произошел грандиозный прорыв человечества во всех, без исключения, жизненно-важных сферах, ведь чего только стоят различные высоко-технологические открытия и разработки. Естественно, что с таким более, чем интенсивным продвижением вперед, стремительно устаревают все открытия и достижения, сделанные людьми ранее и система образования также претерпевает логические изменения соответственно всему, что происходит вокруг.

Так, например, в первые три семестра (первый класс и первое полугодие второго класса) стало строго запрещено выставлять детям оценки по традиционной балльной шкале и задавать на дом задания. Связано это в первую очередь с тем, что ученики начальной школы еще недостаточно освоились, не привыкли к своему новому статусу и еще находятся в стадии адаптации, которую, нужно сказать, каждый переживает по-своему. Да и развивается каждый ребенок очень индивидуально, особенно в таком возрасте (7-8 лет). Не редки случаи, когда один первоклассник буквально схватывает все на лету на первых порах, а в средних классах показывает самый обыкновенный уровень знаний, в то время, как другой малыш плохо усваивает материал, рассеян и даже ленив, но чуть позже с лихвой наверстывает упущенное и даже существенно опережает своих сверстников.

Именно для того, чтобы не делать скоропостижных выводов и не травмировать детей, система оценивания вводится только со второго полугодия второго класса. Но и тут же опять возникает вполне здравый вопрос, который сводится к тому, как именно контролировать поведение учащихся и стимулировать их к активной работе в классе без поощрения или порицания, для чего, собственно, и используются баллы. В этом случае каждый педагог должен разработать собственную эффективную концепцию, которая обязательно будет работать. Как правило, в настоящее время широко практикуют систему оценивания посредством использования всевозможных стикеров (интерьерные наклейки, легко крепящиеся к партам или тетрадям учащихся и снимающиеся с них же), бумажных медалей, ленточек и прочих мелочей, которые можно изготовить самостоятельно или приобрести по очень демократичной цене.

Таким вот нехитрым методом можно не только очень эффективно воздействовать на желание каждого ребенка принимать участие в учебном процессе и активно работать в классе, но и держать под контролем дисциплину во время уроков и в перерывах между ними. Так, например, за болтовню во время занятий, к парте непослушного малыша можно приклеить стикер с язычком и сразу предупредить о том, что за три таких наклейки будут вызваны в школу его родители. А вот хорошее поведение, как и проявление достойного уровня знаний и высокого усвоения материала нужно, напротив, поощрять, крепя к парте или тетрадям ребенка всевозможные наклейки в виде веселых смайликов или таких явлений природы, как радуга, солнышко, цветочек и пр. Возможно кто-то удивится, но данный метод оказывает на учащихся начальной школы огромное влияние и многие готовы выкладываться на все 100 %, чтобы получить очередной смайлик или, наоборот, старательно помалкивают, дабы избежать замечания в виде «язычка».

Также, следует отметить, что в приоритете остаются различные практические занятия, которые помогают детям более качественно усваивать материал, можно сказать, наглядным способом. Если это касается точных наук, то проведение урока или подача нового важного материала довольно часто осуществляются в легкой игровой форме, что позволяет вызывать у учащихся максимальный интерес ко всему происходящему и непременное желание поучаствовать в классной работе. При таком, качественно новом подходе, гораздо легче проверять усвоение излагаемой ранее полезной информации и закреплять ее, ведь это можно сделать с помощью проведения всевозможных викторин или пародий на известные шоу, типа «Счастливый случай» или «Что? Где? Когда?» закрытого или открытого типа. Естественно, все вопросы, организация и оформление подобных мероприятий должны быть тщательно продуманы педагогом заранее и в этом деле важно не перестараться, чтобы детям было несложно и достаточно интересно, дабы в них смог проснуться здоровый азарт.

Данные занятия можно проводить и в виде открытых уроков, приглашая других учеников и педагогический состав в качестве независимой комиссии. Не стоит забывать и о практике, особенно если речь идет о таких предметах, как «Окружающий мир», «Природоведение», «Основы здоровья», «Безопасность жизнедеятельности» и прочее тому подобное, ведь в последнее время существенно изменился подход и к их проведению. Так, например, внеклассные занятия могут проводится с гораздо большей пользой, чем сбор сухих листьев для гербария или обычным наблюдением за тем, как «птицы улетают в теплые края».

Детей с самых юных лет в легкой, ненавязчивой форме нужно приучать к определенного рода навыкам, которые непременно пригодятся им в скором будущем и сослужат добрую службу в их взрослой жизни. Как вариант, можно самостоятельно всем классом изготовить кормушки или скворечники для птиц, построить будку для сторожевой собаки или обустроить уголок живой природы прямо в классном кабинете. Уроки технологии и труда также в настоящее время используют более рационально — девочек, например, обучают мастерству кулинарии и красивой сервировки стола, а мальчиков — 3 D моделированию и конструированию всевозможных деталей и поделок из подручных средств.

Огромное значение в современной системе образования также уделяется всевозможным инновационным изобретениям и технологиям. И это заключается не только в введении уроков информатики с первого класса, но и широком использовании новомодных гаджетов в учебном процессе и перерывах между занятиями. Как многие уже, наверное, успели догадаться, читая эти строки, речь идет о таком чуде техники, как интерактивная доска, пользу в учебно-воспитательном процессе которой, достаточно сложно переоценить. С помощью этого гаджета можно наглядно смоделировать практически любую ситуацию, процесс или модель поведения, пусть даже и в виртуальном виде.

Детям становятся абсолютно понятными трудно объяснимые вещи, ведь они могут своими глазами увидеть, как развивается зародыш в яйце крокодила, узнать, как устроена солнечная система, удивиться тому, как выглядит микроб, провоцирующий обыкновенный насморк у человека, при тысячном увеличении его изображения и понять почему одни сосульки «растут» вниз, а другие, наоборот, вверх. Управляться интерактивная доска может с помощью одних лишь жестов, что позволяет принимать участие в игре или изучении материала всех учеников без исключения. Такое приспособление может значительно облегчить работу педагога не только во время учебного процесса, но и при проведении различных классных мероприятий открытого типа.

Нужно сказать, что помимо теории и практики, которая была описана выше, не стоит забывать и о документации, а если конкретнее, о составлении программы, ведомостей и различных отчетов.

Современный педагог должен уметь составлять собственное подробное портфолио, разрабатывать технологическую карту всех основных предметов, оформлять все необходимые шаблоны по безопасности, в соответствии с общепринятыми стандартами, и уметь делать это не по старинке вручную, а при помощи определенного программного обеспечения.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Кто должен заниматься организацей инновационной деятельности? Цели и задачи инновационной деятельности" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}