Главная » Школа » Коррекционные занятия с детьми в школе: составляем программу
18
Авг

Коррекционные занятия с детьми в школе: составляем программу

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Ребятам с ограниченными возможностями еще с детского возраста нужны особые условия, способы обучения и воспитания. У большего количества таких детей существует нарушение личностного развития и отставание в эмоциональном плане.

Программа коррекционных занятий (ПКЗ) в соответствии российским государственным образовательным стандартом начального общего образования (РГОС НОО) нужна для разработки системы поддержки и обучения ребят с ограниченными возможностями при освоении основной образовательной программы начального общего образования (сокращенно — ООП НОО) . И для исправления недочетов физического и (или) психического развития учащихся, социальную адаптацию, и для помощи этим детям в понимании ООП.

ПКЗ предусматривает создание особых условий обучения, которые позволяют учесть специфичные образовательные потребности детей посредством более индивидуального и дифференциального учебного процесса.

Коррекционные занятия предусматривают разнообразные формы образования и различные варианты специального ведения уроков у детей с ограниченными возможностями. Их можно обучать в общеобразовательном классе согласно ООП НОО или проводить индивидуально коррекционные занятия, с использованием обучения на дому. В зависимости от необходимости могут меняться степень участия определенных специалистов сопровождения.

Программа коррекционных занятий помогает:

— вовремя выявить детей с проблемами адаптации;

— определить особые образовательные потребности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями;

— сделать правильный выбор организации образовательного процесса таким детям с учетом их персональных индивидуальных особенностей;

— создать условия, которые помогут детям с ограниченными возможностями разобраться с ООП НОО и интегрироваться в образовательном учреждении;

— реализовать персонально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с учётом их возможностей и развития;

— разработать и пустить в процесс обучения индивидуальные планы;

— организовать одиночные или групповые занятия для детей с расстройствами в развитии;

— обеспечить возможность обучения по дополнительным ОП;

— реализовать систему мероприятий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями;

— содействовать родителям таких детей по правовым и медицинским, социальным и другим вопросам.

Коррекционные занятия с детьми должны иметь программу, которая следует таким принципам:

— Блюсти интересы ребёнка.

— Системный подход к оценке особенностей развития и исправления нарушений у детей, всесторонний многоуровневый подход разнопрофильных специалистов, согласованность их действий при решении проблем ученика.

— Непрерывность помощи учителей до полного решения проблемы или определения пути к её решению.

— Вариативные условия при получении образования детьми с недостатками в развитии.

— Рекомендательный характер при оказании помощи. Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями имеют, оговоренное законом, право на выбор формы получения детьми образования, само образовательное учреждение, защищать интересы детей.

Методологической основой Программы по которой ведутся коррекционные занятия в школе является взаимосвязь таких подходов:

— нейропсихологического, что выявляет причины, которые лежат в основе школьных проблем с изучением предметов;

— комплексного — для обеспечения учета медико-психолого-педагогических знаний про состояние ребенка;

— междисциплинарного — позволяет проводить совместно-распределенную работу специалистов, которые сопровождают развитие ребенка.

В учреждении начального общего образования Программа коррекционной работы имеет в своем составе взаимосвязанные направления:

— диагностическую работу, которая обеспечивает быстрое выявление учеников с ограниченными возможностями, проведение их детального обследования, подготовку рекомендаций касательно помощи в условиях учреждения образования;

— коррекционно-развивающую работу — своевременную специализированную помощь при обучении содержания образования и исправление недостатков в развитии детей в среде общеобразовательного учреждения;

— консультативную работу — непрерывность специального сопровождения учеников с ограниченными возможностями, а также их семей в различных вопросах, касающихся ребенка;

— информационно-просветительскую работу со всеми причастными к процессу обучения — учениками, их родителями (представителями) , педагогами.

Коррекционную работу совершают в четыре уровня:

— Собрание и обработка информации. Качественная оценка сообщества обучаемых для учёта особенностей развития детей, изучения особенностей и ихних особых образовательных потребностей; анализ учебной среды для соответствия требованиям методического обеспечения, материальной, технической и кадровой базы учебного заведения.

— Координация, планирование и организация. Результат этой работы — особым образом организованный ОП, который имеет коррекционно-развивающую стезю.

— Контрольно-диагностическая деятельность. Проверка соответствия созданных условий и в особых образовательных потребностей ребёнка.

— Регуляция и корректировка. Внесение нужных изменений в ОП и процесс ухода за учениками с ограниченными возможностями, корректировка условий и формы обучения, методологии и приёмов работы.

Механизм проведения коррекционной работы — взаимодействие специалистов учреждения образования, для обеспечения системного сопровождение детей специалистами разного профиля в ОП.

Такое взаимодействие специалистов подразумевает:

— комплексность в определении проблем ребёнка, предоставления квалифицированной помощи разнопрофильных специалистов;

— многоаспектная оценка познавательного развития ученика;

— составление для каждого индивидуально комплексных программ для общего развития и исправления отдельных сторон разных сфер развития ребёнка.

Программа коррекционных занятий должна включать 5 модулей:

— Концептуальный модуль, чтобы раскрыть сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, обозначить его цели и задачи организации субъектов.

— Диагностико-консультативный модуль — программы по изучению ребенка разными специалистами и консультативную деятельность.

— Коррекционно-развивающиий модуль обеспечивает создание нужных педагогических условий для ученика в соответствии с возрастом и персональными особенностями.

— Лечебно-профилактический модуль — проведение медицинских мероприятий; поддержание санитарно-гигиенических норм, расписания дня, режима питания ребенка, индивидуальных лечебных и профилактических действий.

— Социально-педагогический модуль используется для повышения базового уровня профессиональной подготовки педагогов.

В основе сопровождения лежит объединение четырех функций:

— диагностика всей сути возникшей проблемы;

— полная информация о сущности проблемы, возможные методы её решения;

— консультация на при принятии решения и разработка плана по решению проблемы;

— помощь на первой ступени реализации плана по решению проблем.

Принципами сопровождения ученика в школе считается: рекомендательный характер советов; первенство интересов ребенка; непрерывность сопровождения и, конечно же, комплексный подход сопровождения.

Основной целью сопровождения является оказание помощи при решении возникших проблем. Задачами сопровождения считают: корректный выбор образовательного маршрута; помощь в преодолении трудностей в учебе; способствование решению личностных проблем в развитии ребенка; уклон на здоровый образ жизни.

В диагностико-консультативном модуле разрабатывают программу изучения ученика разными специалистами. Педагог определяет усвоенный ребенком объем знаний, умений и навыков; помогает выявить трудности, какие ученик имеет при обучении, условия, которые нужно создать для преодоления этих трудностей. Педагог должен отметить особенности личности ученика, его адекватность поведения в самых разных ситуациях. Если педагог не в состоянии сам объяснить причину или добиться желаемых результатов, то он должен обратится к другим специалистам.

Психолог должен учитывать следующее:

— Собрать сведения о ребенке у его преподавателей и родителей.

— Изучить история развития ребенка. Эту историю пишет врач, а психолог должен выявить обстоятельства, которые могли пагубно повлиять на общее развитие ребенка: детские травмы, болезни, наследственность, характер воспитания ребенка.

— Изучить работы ребенка (его тетради, рисунки, легка и т. п. ) .

— Непосредственно обследовать самого ребенка. Провести беседу с целью выявления мотивации, представлений об окружающей среде, уровня развития речи.

— Выявить причины и характер особенностей психического развития ребенка.

— Проанализировать материалы обследования.

— Разработать рекомендации к обучению и дальнейшему воспитанию ребенка. Составить индивидуальный образовательный маршрут для медико-психолого-педагогического сопровождения.

Рекомендации психолог должен обсудить с учителем, медиками и родителями, так как все должны прийти к единому решению. Составляется комплексный план по оказанию ребенку медико-психолого-педагогической поддержки с указанием уровней и способов коррекционной работы.

Должны быть четко определены содержание и формы совершения коррекционной работы учителя:

— ежедневно наблюдать за детьми когда они учатся и в свободное от занятий время;

— поддерживать постоянную связь с учителями-предметниками, медицинским работником, школьным психологом, администрацией школы и естественно родителями;

— составлять психолого-педагогические характеристики ребенка с ОВЗ с помощью разных методов: наблюдения, эксперимента, беседы, где видны особенности его поведения, межличностных отношений с друзьями и родителями, уровень интеллектуального развития, результаты учебы;

— сложить индивидуальный маршрут сопровождения ученика, где будут отражаются его пробелы в знаниях и отмечаться возможные пути их ликвидации;

— контролировать успешность, а кроме того поведение всех детей, что обучаются в классе;

— сформировать теплый микроклимат в классе, где каждый ученик с ОВЗ чувствовал бы себя комфортно;

— вести документацию;

— организовывать внеурочную деятельность, которую необходимо направить на развитие общих и специальных интересов учеников.

Чтобы повысить качество коррекционной работы нужно выполнять указанные условия:

— сформировать УУД во всех этапах обучения;

— научить детей выявлять характерные, существенные признаки окружающих предметов, развивать их умение сравнивать и сопоставлять;

— побуждать к речевой деятельности, контролировать за тем, как разговаривают дети;

— научить устанавливать взаимосвязь между воспринимаемым предметом, тем как он называется и его практическим действием;

— использовать более медленный темп обучения, многократно возвращаться к изученному материалу;

— максимально использовать сохранные анализаторы ребенка;

— разделять деятельность на отдельные части, элементы и операции, чтобы позволить осмысливать их;

— использовать упражнения, направленные на формирование восприятия, внимания и памяти.

Оценку итогов после проведения коррекционной работы педагога и других специалистов, которые занимались с ребёнка с ОВЗ производят по результатам годовой аттестации учеников, их психологического и логопедического исследования, а также заключения медицинского осмотра.

Коррекционные занятия с ребятами в школе нужны как воздух, особенно тем детям, которые в виду своего физического или интеллектуального развития не могут поспеть за общими требованиями ООП.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Коррекционные занятия с детьми в школе: составляем программу" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}