Главная » Школа » Какие аспекты включает в себя понятие готовности к школьному обучению?
10
Feb

Какие аспекты включает в себя понятие готовности к школьному обучению?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Социальная готовность к школьному обучению не менее важна, поскольку ребенок не всегда посещает детский сад и имеет навыки общения в группе. Уровень подготовленности малыша оценивает специальная комиссия.

Насколько ребенок готов осваивать современную школьную программу, зависит от его развития. Он начинает заявлять о себе благодаря целому ряду новообразований личностного характера, у него проявляются новые черты, он демонстрирует вновь приобретенные возможности деятельности, меняет поведение и свое отношение, как к предметному миру, так и к социальному. Интеллектуальная готовность к школьному обучению создает отличный старт началу учебной деятельности, а социальная готовность к школьному обучению помогает ребенку принять школьный образ жизни и войти в него.

Понятие готовности к школьному обучению – это и формирование ребенка как субъекта в доступных ему видах деятельности, таких, как игры, творчество, общение, познание. Полноценная готовность заключается в личностном развитии, это базовый уровень, при котором возможно усвоение новых, уже школьных, знаний, когда ребенок без ущерба принимает позицию субъекта уже учебной деятельности.

Современные дети приходят в первый класс обычной средней школы, и порядка 40% из них к обучению не готовы. Проблема готовности к школьному обучению характеризуется несколькими основными позициями, и среди них социальные, психологические и эмоционально-волевые компоненты сформированы на недостаточном уровне. От того, насколько готов ребенок учиться, зависит эффективность будущего обучения его в школе. Это проблема настоящего времени, и интерес к ней не стихает, наоборот, ее глубже разрабатывают.

В. С. Мухина в свое время писала, что понятие готовности к школьному обучению включает в себя осознание и желание ребенка в необходимости учиться, которое у него возникает в виде внутренних противоречий, а именно они задают мотивацию для учебной деятельности. Вегнер Л. А. определял понятие готовности к школе совокупностью умений, знаний ребенка, а также его мотивацией, личностной, интеллектуальной и волевой готовностью, при этом уровень этих показателей может быть разным. По мнению других психологов, ребенок при поступлении в школу должен обладать рядом признаков, таких как умственная, эмоциональная и социальная зрелость.

К умственной зрелости они относили наличие у ребенка следующих способностей: произвольное внимание, дифференцированное восприятие, аналитическое мышление и некоторые другие. К эмоциональной зрелости психологи относят эмоциональную устойчивость и способность контролировать импульсивные сиюминутные резкие реакции, что говорит о полной адекватности поведения. Бурное реагирование и крик на любое непонравившееся слово или действие учителя расценивается как неадекватность и полная неготовность к обучению. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками, способность подчиняться условностям и интересам, принятым в данной группе детей, а также способность принять на себя роль школьника.

Эймс Л. Б. и Илг Ф. Л. В своих исследованиях выявили параметры готовности ребенка к обучению в школе. Благодаря их разработкам появилась система тестирования, а задания позволяют обследовать детей в возрасте 5 – 10 лет. Данные тесты получили практическое применение, они способны прогнозировать. Авторами предлагается забирать ребенка из школы, если он к обучению еще не готов, и тренировать его, пока навыки и способности не достигнут приемлемого уровня. Но с другой точки зрения для неподготовленных детей можно изменить саму программу обучения, и с ее помощью выравнивать развитие этих детей, так как не у всех интеллектуальная готовность к школьному обучению достаточно высока.

Проблема готовности к школьному обучению заключается и в формировании произвольной деятельности. По Эльконину Д. Б. произвольное поведение зарождается в коллективной игре детей, это им позволяет перейти на более высокую ступень развития. Кравцова Е. Е. проводила исследования, где установила, что произвольность вырабатывается лучше всего при сочетании двух форм деятельности, индивидуальной и коллективной. При этом нужно учитывать возраст ребенка и возрастные особенности, а также применять игры, в которых есть правила.

Понятие готовности к школьному обучению подразумевает под собой и определенный уровень развития речи. В основе этого лежат познавательные процессы, они же являются предпосылками при усвоении письма. У ребенка к шести или семи годам уже достаточно развита самостоятельная, в меру сложная форма речи, они могут монологично и довольно развернуто высказываться. К этому возрасту словарный запас достигает 14 000 слов, ребенок вполне владеет образованием времен глаголов, знает правила, по которым составляются предложения.

Параллельно с речью у ребенка совершенствуется мышление, в особенности, словесно-логическое, и во время психодиагностики мышления затрагивается речь, и, наоборот, при диагностике речи отражается уровень мышления. Из этого видно, что ребенок при поступлении в школу достигает высокого уровня интеллектуального развития, а это обеспечивает ему свободное усвоение начальной школьной программы.

Поступая в школу, ребенок демонстрирует личностные особенности, которые уже сформированы, у него достаточный самоконтроль, развиты трудовые навыки и умения, он свободно общается с людьми, знает ролевое поведение. Процесс освоения речи практически полностью завершается в старшем дошкольном возрасте. У ребенка полностью должны быть правильно поставлены звуки в произношении, он свои особенности осознает, при этом усваивает морфологический и синтаксический порядки построения. Появляется конкретная речь.

Ближе к школе ребенок – личность, которая осознает половую принадлежность, точно знает свое место во времени и пространстве. В семейно-родственных отношениях ориентируется прекрасно, подчиняет себя обстоятельствам, имея навыки самообладания, строит отношения со сверстниками и взрослыми, непреклонен в собственных желаниях. Уже имеет развитую рефлексию. Важнейшее достижение личностного развития – преобладание мотива «я должен» над «я хочу». Способен укрощать свои желания.

Интеллектуальная зрелость характеризуется дифференцированным восприятием, включая выделение какой-то фигуры из общего фона, произвольной концентрацией внимания, аналитическим мышлением, выражающимся в способности выявить связь между явлениями. Ребенок умеет воспроизвести данный образец на бумаге, у него развита тонкая моторика пальцев, сенсомоторная координация, точные движения руки. Интеллектуальная зрелость свидетельствует о функциональном созревании всех структур головного мозга.

Социальная готовность к школьному обучению говорит о способности исполнять роль ученика, а эмоциональная зрелость – это умение сдерживать импульсивные реакции и делать не вполне интересную работу.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Какие аспекты включает в себя понятие готовности к школьному обучению?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}