Главная » Школа » Как вести дневник наблюдений за погодой школьника на каникулах?
12
Jan

Как вести дневник наблюдений за погодой школьника на каникулах?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Что делают школьники во время длительных зимних или летних каникул? Гуляют на улице с друзьями, играют в компьютерные игры. А ведь родители могут предложить ребенку увлекательное занятие – наблюдение за погодой.

Дневник наблюдений за погодой рекомендуют вести школьникам и учителя. На таких предметах, как природоведение и география, «погода» выделяется как одна из основных тем. Наблюдение и фиксирование температуры воздуха, направление ветра, атмосферного давления – самое лучшее практическое задание по данной теме. Ведение дневника наблюдений может стать прекрасным проектным заданием для учащегося.

Для младших школьников ведение дневника погоды развивает многочисленные навыки и умения. Ребенок учится ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Для школьника ведение дневника наблюдений погоды помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение стабильности в окружающем мире.

Кроме того, ведение дневника погоды – это просто интересно. Если школьника увлечет это занятие, он сможет продолжить свои наблюдения и записи и в учебные дни. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода, в каком направлении, преимущественно, дует ветер в данной местности.

По этим данным можно будет впоследствии предсказывать погоду. А это уже начальная работа метеорологических исследований.

Очень удобным временем для ведения такого дневника являются каникулы. В это время у школьника много свободного времени для измерения признаков погоды и аккуратных записей в дневник.

С чего начать наблюдение за погодой? Дневник наблюдений за погодой школьника требует правильного оформления.

Сначала необходимо приготовить тетрадь для записей. Разлиновать ее можно двумя способами.

Первый способ. Вверху страницы записать название месяца. Ниже следует расчертить страницу дневника на горизонтальные строки и вертикальные столбцы. Вертикальные столбики будут показывать количество недель, а горизонтальные – дни недели (то есть горизонтальных должно быть семь) . В углу каждой ячейки поставить число. Записи всех параметров погоды следует заносить в одну ячейку.

Следующий шаг — продумать, как будет заполняться ячейка. Температуру и атмосферное давление лучше записывать числом. Отрицательную температуру можно отмечать синей пастой, а положительную – красной. А вот, для облачности и осадок можно придумать условные обозначения. Например, ясная погода – нарисовали «солнышко», облачная – «солнышко, прикрытое облаком», а, если пасмурная – «облачко». Для осадков, также, выбирается соответствующий рисунок – дождь или снежинки.

Направление ветра можно отмечать стрелочкой. Отдельное место на странице можно отвести рисунку, с помощью которого определяются стороны света. На нем следует отметить, что вверху находится север, внизу – юг, справа – восток, а слева – запад. Стрелка, изображаемая в ячейке, должна показывать в каком направлении дует ветер. Другой способ записи направления ветра – одной или двумя буквами (ю — южный, с- северный, сз- северо-западный, юв – юго-восточный) . Следует знать, что такая запись соответствует метеорологическому названию ветров, что означает, откуда дует ветер.

Второй способ оформления дневника. Расчертить тетрадную страницу на семь равных столбиков, которым даются следующие названия «Дата», «Температура воздуха», «Облачность», «Ветер», «Атмосферное давление», «Влажность», «Осадки». Тогда измеряемые данные будут записываться в отдельную ячейку. Если данных нет (например, отсутствует облачность или осадки) , то в ячейке следует ставить прочерк.

Как вести наблюдения за погодой? Конечно, данные о погоде можно взять из интернета или прослушать прогноз погоды. Но, не следует забывать основную цель ведения дневника наблюдений – самостоятельное измерение признаков погоды. Поэтому родителям следует приобрести следующие приборы: уличный термометр, барометр, измеряющий атмосферное давление (если прибор многофункциональный, то он показывает и относительную влажность воздуха) , а, также, продумать, каким образом будет определяться направление ветра.

Барометр-анероид размещается в помещении в вертикальном положении. При снятии показаний конец стрелки прибора должен находиться на уровне глаз. Измеряют давление атмосферы в миллиметрах ртутного столба.

Для определения влажности воздуха, чаще всего, используется психрометр. Он состоит из двух термометров, один из которых «влажный» показывает более низкую температуру, чем «сухой». Чтобы узнать значение относительной влажности надо вычислить разность показаний термометров и воспользоваться специальной психрометрической таблицей.

Для расчета количества выпавших за сутки осадков используется прибор – осадкомер. Специальное ведерко, установленное на улице, заполняется дождем или снегом. Для измерения их количества дождь или растаявший снег из ведерка выливают в мерный сосуд. Полученные показания делят на 10. Это и будет количество осадков, выпавших за определенное время, измеренное в миллиметрах водного слоя.

Направление ветра определяют разными способами. Кто-то наблюдает за движением облаков или за отклонением столба дыма из трубы. Можно сделать самодельный флюгер, поворачивающийся под действием ветра в определенную сторону. А есть простой древнейший способ: нужно встать лицом к северу, намочить палец и поднять его вверх. С какой стороны он быстрее просохнет, с той и дует ветер.

Время школьных каникул – это период, когда можно больше времени провести с ребенком. Еще лучше, если это время будет занято занимательной деятельностью. Поэтому, родители могут изготовить недостающие приборы самостоятельно вместе с детьми. Так, роль осадкомера может выполнить обычная банка, снабженная воронкой и линейкой. Флюгер, также, можно использовать самодельный, взяв для этих целей тонкую легкую рейку и полоску жести. Силу ветра можно научиться определять по состоянию листьев и веток деревьев, по углу наклона дыма из трубы.

Какие действия должен проделать ребенок, если он в этот день начинает вести дневник наблюдений для школьников за погодой?

·Посмотреть на термометр и записать его показания в дневник. Это температура воздуха в градусах по шкале Цельсия. Следует учитывать, что термометр должен находиться в тени. Прибор, помещенный на освещенное солнцем место, будет давать неверные показания.

·Посмотреть в окно и выяснить наличие облачности на улице – ясно, облачно или пасмурно. Нарисовать в ячейке соответствующий рисунок или написать словом.

·Определить показания барометра. Записать значение атмосферного давления (неплохо знать, что нормальное атмосферное давление на уровне моря считается 760 миллиметров ртутного столба) .

·Отметить в дневнике наличие осадков. Также, можно записать количество выпавших осадков в миллиметрах водного слоя. Если осадков нет, поставить прочерк.

·Записать значение относительной влажности воздуха (если дома нет психрометра, можно посмотреть данные в интернете или прослушать по радио) .

·Записать направление ветра. Конечно, определить скорость ветра довольно трудно. Поэтому, в первое время можно брать сведения из интернета. А впоследствии, сопоставляя данные и свои наблюдения, скорость и силу ветра можно будет определять визуально.

·Все измерения необходимо проводить примерно в одно и то же время, например, в полдень. А, можно вносить данные в дневник три раза в день – утром, днем и вечером. В этом случае следует определить среднюю температуру в течение дня. Для этого нужно сложить показания и разделить на три. На метеорологических станциях сведения о погоде определяются восемь раз в сутки.

Дневник наблюдений за погодой дает возможность школьнику составить описание погоды, например, за месяц. Но, полезное значение дневника не только в том, чтобы его систематически заполнять, но и в том, чтобы, впоследствии, обработать и проанализировать полученные результаты.

Ученику можно предложить следующий план описания погоды за прошедший месяц:

— рассчитать и сравнить, сколько в месяце было ясных или пасмурных дней;

-подсчитать, какое количество дней было с осадками;

— определить, сколько в месяце было дней с положительной температурой, с отрицательной температурой;

— интересно будет выявить день с самой высокой температурой и с самой низкой температурой;

— используя данные термометра, вычислить среднюю температуру воздуха за месяц (для этого необходимо сложить все показания термометра и полученную сумму разделить на количество дней;

— рассчитать количество дней с северным направлением ветра, южным, западным и северным;

— выделить день с самым сильным ветром или безветрием;

— определить день с повышенным атмосферным давление и с пониженным;

— школьнику можно предложить выявить связь между изменениями температуры воздуха и атмосферного давления.

— определить дни, когда наблюдались необычные природные явления (туман, радуга, град, роса) . Кстати, в дневнике можно предусмотреть отдельный столбик с названием «особые явления».

Анализ и исследование погоды может быть продолжено и дальше.

От состояния атмосферы зависит самочувствие, настроение и работоспособность. Ведь есть люди, которые болезненно реагируют на погодные изменения. Следует знать, что погодные факторы оказывают влияние на организм человека. Так, повышение относительной влажности при достаточно высоких температурах воздуха может привести к перегреву, и, наоборот, понижение влажности при низких температурах – к переохлаждению человека.

Давление толщи атмосферного воздуха уравновешивается внутренним давлением человека. И повышение или понижение атмосферного давления, также, может оказать неблагоприятное воздействие на организм.

Поэтому, учитель может предложить дополнительное задание с темой: «Влияние погоды на человека».

Кроме этого, существует много народных признаков хорошей или плохой погоды. Ведь предсказать погоду могут облака и ветер. Внимательно посмотрев на звезды и Луну, также, можно определить тип погоды на следующий день. Поэтому, другим заданием может стать сбор информации по народным приметам, предсказывающим погоду в данной местности.

Современные технологии позволяют вести дневник наблюдений за погодой не в бумажном, а в компьютерном варианте. Word- редактор имеет необходимые функции: «вставка таблицы» или рисунка. Значения параметров погоды можно вписывать жирным шрифтом или курсивом. В редакторе существует возможность рисования. А, можно, найти в интернете картинки с изображением солнышка, дождика, и вставлять их в нужную ячейку таблицы.

Кроме того, есть специальные программы для ведения наблюдений за погодой. Такое программное обеспечение даст возможность ребенку только собирать информацию. Программа рассортирует наблюдения по датам, ознакомит с долготой дня и фазами луны, и, даже, с народными приметами.

В конце месяца программа предоставит полный отчет об изменениях погоды в течение месяца.

Для школьников будет представлять интерес сравнения своих самостоятельных измерений с показаниями, например, взятыми из интернета. Такая работа позволит исследовать отклонения фактических показаний от прогнозируемых службой погоды. Впоследствии, можно предложить школьнику объяснить полученные расхождения. Часто, человек, научившийся планомерно наблюдать за погодой, продолжает свое занятие в течение длительного промежутка времени. Какое удовольствие он получает, просматривая свои записи и сравнивая текущую температуру с той, которая была в этот день год назад.

Многое в жизни человека зависит от погоды – удачный или неудачный отдых на выходные, хороший или плохой урожай. Поэтому умение наблюдать и прогнозировать погоду, может пригодиться школьнику в дальнейшей его жизни.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Как вести дневник наблюдений за погодой школьника на каникулах?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}