Главная » Школа » Как правильно составлять годовой план работы школьного психолога?
10
Фев

Как правильно составлять годовой план работы школьного психолога?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Завучи могут помочь скорректировать годовой план школьного психолога, так как у них чаще всего уже составлен план, в какое время с какими параллелями проводят работу. В каждом месяце происходят педсоветы по параллелям.

Для того чтобы на ежемесячном педсовете не идти против планов, принятых школой, и проводить их в соответствии с обсуждаемыми темами, нужно заранее согласовать порядок работ с классами по месяцам. Все планы школьного психолога, как правило, имеют ключевые моменты следующего вида: с октября по ноябрь происходит диагностика адаптации к школе первоклассников и адаптированности к учебе в среднем звене учеников 5 класса. Начиная с декабря и заканчивая февралем проводятся уроки профориентации в 7-9 классах. А начиная с марта происходит психологическая настройка на выпускные экзамены 9 и 11 классов.

При составлении плана школьного психолога в него обязательно нужно включить информацию об официальном статусе школы, целях работы (описывается как краткая формулировка на запрос администрации про работу психолога в конкретной школе) , штатное ежедневное расписание психолога, количество классов в школе и общее количество школьников, а так же уровень профессиональной квалификации психолога. Планирование нужно составлять так, чтобы оно соответствовало направлениям работы, перечисленным в шапке плана.

Направления могут быть психодиагностическим, консультативным, просветительским, развивающим и методическим. При этом на каждое направление должна быть составлена индивидуальная таблица с описанием сроков его реализации, названия и целей мероприятий. Психодиагностическое направление очень удобно расписать по срокам с указанием каждого месяца, диагностируемой классной параллели, методики и целей проводимых работ. К примеру, в сентябре проводят диагностирование познавательного и эмоционального состояния у первоклассников. Цель проведения — выявить учебный потенциал классов, подразделение детей на особо успешных и тех, кому необходимы дополнительные занятия.

Одновременно с этим в сентябре с учащимися 5х классов проводится исследование степени сформированности учебной мотивации. Для аналитической справки по этому вопросу проводится тест на оценку учебной мотивации. А среди учащихся 9х классов в сентябре проводят опросы про выбор профессии и дальнейшего образования, чтобы выявить уровень социальной зрелости и профессиональные склонности. Октябрь начинается с изучения школьной тревожности среди учеников 5х классов с целью проверки адаптации их к среднему звену. С этой целью проводится тест на уровень школьной тревожности. Получив результаты, необходимо составить рекомендации по особенностям консультаций с чувствительными детьми для их родителей и учителей.

Для первых классов в октябре проводят изучение степени школьной мотивации чтобы оценить общую мотивацию по классу и выявить детей, которые к школе и учебному процессу относятся негативно. На основании результатов можно диагностировать адаптацию и ее степень, а так же составить рекомендации для составления хорошего отношения к учебе. В ноябре среди 8х классов проводят тесты профориентации, для более точного самоопределения учащимися. На основе результатов школьникам необходимо дать индивидуальные рекомендации, а так же подобрать наиболее отвечающие интересам и возможностям профессии.

Среди 2х и 3х классов в декабре проводятся диагностики интеллектуального развития и склонностей. По факту полученных результатов необходимо проконсультировать педагогов и родителей о том, как своевременно выявлять и развивать способности обучающихся, среди которых уже явно можно выделить одаренных детей. Ознакомить их с секциями, клубами и кружками, с общественно полезной деятельностью. В том же месяце среди 7х классов происходит предпрофильное тестирование на профориентацию и профессиональное самоопределение. На основании результатов происходят индивидуальные консультации, на которых подбирается максимально соответствующие интересам школьников профессии.

А в январе среди семиклассников проводится тестирование на изучение общего уровня интеллектуального развития при помощи школьного теста. Благодаря этому тесту выявляются одаренные дети, склонность учащихся к определенным предметам. В феврале у 10х классов проводят анкетирование и опросы на изучение климата в классе и выявление уровня социальной зрелости. На основе этого проводится диагностика индивидуального обучения, такие же тесты проводятся в 11х классах с целью выдачи индивидуальных рекомендаций по максимальной оптимизации готовности к экзаменам. Среди учащихся 1х классов в марте проводится диагностика школьной тревожности. В 6х классах в этом же месяце происходит тест на диагностику интеллектуального развития.

По результатам необходимо выявить и всесторонне поддержать детей с другими потребностями к образованию, а так же особо одаренных детей. Можно уже диагностировать интересы ребенка и подбирать его дальнейшую образовательную траекторию. В апреле среди учащихся 4х классов проводят комплексные методики по выявлению готовности для обучения в среднем звене. Изучают сформированность мотивации четвероклассников к учебе. А в 10х и 11х классах проводят тестирование личностной тревожности, чтобы своевременно выявить тревожность перед подготовкой к ЕГЭ и ГИА. Необходимо проведение работ с нервными учащимися для профилактики среди них предэкзаменационного стресса.

Среди первоклассников в мае проводится изучение уровня учебной мотивации для обнаружения детей без мотивации к учебе и для оценки общего уровня мотивации по классу. Проводится сравнение с результатами на начало года. Среди 5х классов проводятся тесты на изучение уровня умственного развития и сформированности учебной деятельности, адаптации к учебе в среднем звене. Результаты так же сравниваются с началом года. Кроме того в мае проходят диагностики умственного развития среди будущих первоклассников. Так же весь год по запросу проводится индивидуальная психологическая консультация. В нее входят консультации учащихся, их родителей и учителей по вопросам, которые касаются обучения, воспитания и развития.

Психолог так же принимает участие во всех родительских собраниях. Необходимо его участие и в педсоветах, где нужно будет ознакомить педагогический коллектив с результатами проводимых тестов и диагностик. По результатам диагностики так же проводятся консультации учителей, учащихся и их родителей. Просветительское направление как правило тоже расписывается по месяцам и согласуется при этом с педагогическим коллективом. В плане следует указывать дату, тему беседы или лекции, контингент, с которым беседа проводится. Весь год по выбранной программе реализуется развивающее направление.

В рамках этой практики происходят занятия с неуспевающими учениками, трудными учениками, и теми кто по какой-то причине нуждается в индивидуальной консультации и поддержке. Обычно развивающие занятия проводят с учащимися 1-4 классов, у которых адаптация к школьному образу жизни происходит по каким-то причинам медленнее, чем это нужно. В план непременно следует включить время на занятия с неуспевающими всех возрастов, с проблемными детьми и детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Необходимы и индивидуальные беседы с одаренными учениками, а так же с теми детьми, чьи физические возможности ограничены.

Методическое направление в работе психолога школы — это самообразование и повышение квалификации, которое включает в себя посещение профильных лекций, конференций и семинаров, подбора литературы, составление планов на будущие работы. В него входят организация и методическая подготовка ко всем диагностикам, к проведению консультаций, семинаров, составление планов. Обработка данных анкет и тестов, их сравнение на начало и конец года, подготовка данных для педсоветов так же входит в это направление. Необходимо выделять время и на слушание лекций и семинаров Методического объединения.

Годовой план работы школьного психолога является одним из обязательных документов и участвует в составлении пакета специалиста. Работа по описанным в плане направлениям проводится весь год.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Как правильно составлять годовой план работы школьного психолога?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}