Главная » Школа » Интеллектуальная диагностика детей младшего школьного возраста: метод тестирования
10
Feb

Интеллектуальная диагностика детей младшего школьного возраста: метод тестирования

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Система образования должна быть нацелена на развитие личности и мыслительных способностей школьника, при этом должны быть созданы подходящие условия для его самореализации и самоопределения.

Только тогда имеет смысл говорить о успешно сложившейся личности, когда все психические реакции соответствуют уровню развития личности, только такой человек может приносить реальную пользу обществу. До поступления в школу дети, как правило, посещают детский сад, общаясь там с ровесниками и детьми старше и младше себя, а так же развивался дома.

Уровень интеллекта, сформировавшийся ко времени прихода в школу, для каждого ребенка будет разным, у кого-то выше, а у кого-то ниже. В связи с этим важно, чтобы еще до поступления в школу педагог выявил уровень умственного развития каждого ребенка.

Для определения уровня этого есть несколько обязательных критериев, без соблюдения которых ребенок не сможет взаимодействовать в коллективе и получать необходимый опыт. Это такие критерии, как умение выслушать собеседника, выполнять логические операции, анализируя при этом полученные данные, уметь обобщать, анализировать, сравнивать и конкретизировать в словесной форме. По этим критериям выделяется 5 уровней интеллектуального развития: низкий, ниже среднего, средний, высокий и очень высокий.

Происходит интеллектуальная диагностика детей младшего школьного возраста с помощью следующих признаков:

  • Низкий — ребенок не может сосредоточится и выслушать другого человека, но в речи может выполнять логические операции анализа, обобщения, сравнения, конкретизации и абстракции как словесные понятия.
  • Ниже среднего — испытуемый не умеет слушать собеседника, а так же допускает ошибки в словесном определении логических операций.
  • Средний — ребенок не способен слушать человека, предлагаемые логические операции в словесной форме — сравнение, обобщение — выполняет без ошибок. Допускает ошибки в более сложных операциях — конкретизация, синтез, анализ, абстракция — может допускать ошибки, путаться.
  • Высокий — при понимании мыслей другого человека и исполнении логических операций возможны ошибки, но ребенок может заметить и исправить их без помощи взрослых, самостоятельно.
  • Очень высокий — ребенок может выслушать и понять собеседника, в словесном выражении логических операций не ошибается.

Для того, чтобы интеллектуальная диагностика младшего школьного возраста разрабатывалась с использованием методов выявления знаний, умений и определения возможности учится, степени нравственного, эстетического и умственного развития, должны быть выделены четкие критерии всех этих аспектов деятельности детей.

Задача это не из легких, и поэтому критериев предлагается большое количество, но основными считаются критерии умственного развития. Они же имеют практическое применение и наилучшим образом разработаны.

Показатель, по которому, в основном, производится тестирование детей младшего школьного возраста — их обучаемость, что означает умственные и логические способности к усвоению знаний. Обучаемость как понятие содержит в себе такие умственные навыки:

  • Обобщение и абстрагирование наиболее существенного в преподаваемом материале.
  • Осознанное мышление, которое определяется соотношением словеснологической и практической его сторонами.
  • Гибкость и устойчивость мыслительной деятельности.
  • Самостоятельное мышление, не исключающее при этом восприимчивость помощи.

Именно эти черты в мышлении школьников определяют темп, с которым они продвигаются в процессе обучения. Но всего содержания умственного развития эти составные части обучаемости не охватывают. К тому же, они пригодны больше для исследовательских целей, а на практике для оценки уровня умственного развития учеников учителю их использовать сложно. Поэтому умственное развитие характеризуется еще и следующими критериями:

  • Гибкость оперирования системой полученных знаний при решении учебных и практических задач.
  • Сформированность и четкость мыслительных действий и операций анализа, абстрагирования, обобщения, наблюдения, сравнения.
  • Перенос полученных при решении одной задачи навыков на решение схожих с ней следующих задач.
  • Способность вести последующую умственную деятельность по составленному предварительно плану.
  • Самостоятельность, независимость и экономичность мышления.

Эти критерии так же нельзя рассматривать как полностью раскрывающие содержание умственного развития детей школьного возраста. Но благодаря им учитель сможет лучше ориентироваться в различиях умственного развития каждого школьника, видеть результаты своих трудов и ошибок, и благодаря этому объективно оценивать школьные достижения детей.

Для использования этих критериев при практической работе, для учителя нужно выявить систему заданий, которая объективно выявляла бы уже отмечавшиеся выше показатели разнопланового развития каждого школьника по тому или иному предмету. Общее психическое развитие нарабатывается в процессе игры как развивающего обучения, как же выявить критерии, благодаря которым возможно было бы рассуждать о том или ином уровне его развития?

Хорошими критериями в этом плане являются легкие взаимодействия восприятия и представлений, связь между речью и предметным действием, что помогает адекватному планированию своей работы и осознанию ее хода. Целостность таких качеств, как мышление, наблюдение, эмоциональность, планирование и полученные навыки. Систематизация, осознанность и гибкость при получении знаний. Главная цель обучения и воспитания — дать личности всестороннее развитие.

В педагогической психологии сейчас уделяется масса внимания таким вещам, как классификация различных задержек в развитии личности у ребенка, разработка методов, помогающих диагностике причин неуспеваемости, изучение причин, по которым происходит задержка психического развития, чтобы точно знать и выявлять факторы риска, внешние и внутренние неблагоприятные условия.

Нужна так же разработка рекомендаций, помогающих преодолеть неуспеваемость, происходящую по тем или иным причинам, и оптимизирование педагогического процесса, основываясь на уже имеющихся достижений, на основе этого необходимо создать концепцию, единую для всех педагогических наук. Неуспевающие ученики, по результатам проведенных исследований, могут усваивать точно такой же объем материалов, чем успевающие.

Им препятствует то, что они не могут выделять приоритеты и разделять существенные и несущественные понятия, в равной мере стараясь запомнить абсолютно все, как результат, связи новых понятий с уже известными не происходит. Запоминается весь материал автоматически и забывается одинаково быстро.

Так же у неуспевающих учеников как правило неразвиты приемы решения учебных задач. Такие дети плохо организуют свою учебную деятельность, неспособны управлять своими психическими процессами, а так же их регуляцией. В связи со всем этим с течением времени у неуспевающих учеников появляется пробел в знаниях, который растет день ото дня и препятствует пониманию и дальнейшему усвоению нового материала.

Такие качества умственной деятельности, как самостоятельность, подвижность, активность все больше замедляются, а дефекты внутренней организации, напротив, закрепляются, снижается внутренняя оценка требований к успеваемости. Познавательная мотивация, интерес к предмету и к обучению в целом падает.

На этом фоне формируется совершенно иная мотивация, направленная как правило на уклонение от активной умственной деятельности. Ученик начинает думать, что совершенно неспособен к учебе, его вера в себя и самооценка сильно падают, так как в связи с низкой успеваемостью социальный статус ученика в классе падает.

Все это не может не сказаться на поведении и дальнейшем выборе жизненного пути, если своевременно не принять все меры к предотвращению подобной ситуации. Уже воспитатели в саду должны выделять детей, имеющих соответствующие признаки, степень готовности к школе у ребенка начинают проверять уже на 4м году жизни.

Уровень развития зависит, в первую очередь, от количества и качества заданий, которые школьник выполняет на уроках и применения их в обыденной жизни. Отклонения тем легче исправить, чем ранее они будут выявлены.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Интеллектуальная диагностика детей младшего школьного возраста: метод тестирования" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}