Главная » Школа » Дисграфия и дислексия у детей: прием у психотерапевта
09
Сен

Дисграфия и дислексия у детей: прием у психотерапевта

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Нарушение письма (дисграфия) и чтения (дислексия) достаточно частые патологии у детей младшего школьного возраста. От банальных детских ошибок эти нарушения отличаются многочисленностью, стойкостью, специфичностью.

Случается, родители замечают, что их вполне смышленый и любознательный ребенок не может освоить даже базовые навыки — чтение и письмо. Справиться с проблемой не помогают ни частые повторения, ни многочасовое выполнение заданий, ни поощрения или наказания. Возмущенные родители начинают ругать детей, обвиняя их в лени и нежелании учиться или педагогов, которые не уделяют их чаду необходимого внимания. Однако такой подход совершенно неверен. Ведь вся проблема в том, что некоторые малыши страдают специфическими патологиями — дисграфией и дисплексией и чтобы они не развивались, детей срочно следует показать специалистам. Согласно статистике данными нарушениями страдает практически двенадцать процентов населения Земли. Исходя из данных Международной ассоциации дислексии, в Британии каждый десятый человек страдает той либо иной формой заболевания. В США каждый четвертый выпускник средней школы не может прочесть даже собственный аттестат. В России в последнее время также увеличилось число детей с явными проявлениями дислексии или дисграфии. Что же представляют собой данные нарушения? Дислексия — нарушение письма возникает в случае нарушения либо недоразвития некоторых участков коры головного мозга, которые и несут ответственность за перевод звуков в буквы и обратно. Дисграфия — нарушение письма, не связанное с незнанием правил, а вызванное частичным поражением или недоразвитием мозговых участков, обеспечивающих процесс письма.

Данные нарушения могут проявляться даже у интеллектуально развитых детей, с нормально развитой речью, слухом и зрением. В повседневной жизни недостаточное развитие некоторых психических функций практически не проявляет себя, однако создает трудности при овладении письмом и чтением. Помимо этого, дети с дисграфией и дислексией плохо ориентируются в пространстве и во времени, им свойственны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, нарушение памяти, трудности в общении с другими детьми. У таких детей нарушена координация, поэтому они достаточно неуклюжи.

Дети, страдающие дисграфией и дислексией вполне понимают, что они не могут справиться с теми заданиями, которые легко даются сверстникам. Непонимание родителей и педагогов, неуспеваемость в школе могут привести к серьезным нарушениям в психике ребенка. С каждым провалом ребенок будет все больше замыкаться в себе, становиться застенчивым, молчаливым, неуверенным в собственных силах. В общении со сверстниками также появляются проблемы. Одноклассники зачастую откровенно насмехаются над такими детьми, не понимая, что данная проблема не свидетельствует о каких-либо умственных отклонениях. Опасаясь насмешек и непонимания ребенок начинает всячески избегать посещения учебного учреждения. Также у него может развиться злость и обида на окружающих, вспышки гнева и агрессии становятся все чаще, начинаются постоянные конфликты с педагогами и сверстниками. В связи с этим, данные нарушения должны корректироваться не только при помощи логопеда, но и с участием психотерапевта.

Какие же дети входят в группу риска с данными нарушениями? Как правило это: левши или правши, переученные из левшей; дети, страдающие недоразвитием речи или же те, в семьях которых разговаривают на нескольких языках; дети, нечетко произносящие некоторые звуки либо страдающие вялой артикуляцией; дети, которых очень рано начали обучать чтению; дети в анамнезе которых имеются такие диагнозы как ММД, ЗПР, СДВГ. Каким образом распознать дисграфию и дислексию? Прежде всего, все ошибки при наличии данных нарушений будет иметь специфический и постоянный характер. Если ребенок допускает специфические ошибки, но они единичны или достаточно редки, значит это скорее всего физиологические ошибки, встречающиеся просто в результате невнимания или переутомления. Специалисты утверждают, что диагноз дислексия можно ставить, если: ребенок плохо запоминает или путает звуки, буквы при чтении, заменяет их схожими (с-з, ш-с, х-ж и пр. ) ; читает напряженно, монотонно, скорость чтения недостаточная; при чтении пропускает буквы или слоги, заменяет слова похожими по буквенному составу, но совершенно разными по значению (богатые-богатыри, потому-поэтому) ; недочитывает или искажает окончание слов; не понимает смысла прочитанного и не может пересказать текст. Диагноз дисграфия ставится если: при написании ребенок часто пропускает буквы и слоги в словах; искажает или недописывает слова; заменяет одни согласные другими, не может обозначить на письме их мягкость; разделяет одно слово на два; переворачивает буквы и цифры в другую сторону (зеркальное написание) . Также ребенок, страдающий дисграфией при написании не учитывает поля, продолжая писать до края листа, не ставит точку, не делает переносов и пробелов между словами, новые предложения пишет с маленькой буквы. Ребенок с дисграфией и дислексией очень неохотно выполняет любые задания по письму и чтению.

Данные нарушения вполне поддаются коррекции. В настоящее время во многих детсадах работают логопеды, которые проводят скрининг-тесты, позволяющие на ранней стадии определить нарушения. Далее ребенка направляют в психо-медико-социальный центр консультирования и диагностики, которые имеются сейчас во многих крупных городах. Там с детьми начинают работать специалисты. Работа начинается того, что ребенка в ходе практических игр и упражнений знакомят с такими понятиями как: звук, слог, буква, слово, предложение. В процессе обязательно используют разрезную азбуку и специальные схемы. Проводятся письменные упражнения, в процессе которых ребенок учится писать под диктовку слова с последующим обязательным разбором состава. Записывая слова ребенок должен проговаривать их — это тоже необходимое условие. Достаточно длительное время ребенок для записи слов будет использовать цветные ручки: красной он будет писать гласные буквы, синей — твердые согласные, а зеленой — мягкие, черная будет использоваться для написания знаков препинания и букв, не обозначающих звуков. Помимо этих упражнений ребенку предлагают прочитать предложение и выполнить сказанное в нем действие, прочитать и ответить на вопросы, выбрать предложение, которое соответствует картинке и т. д. Родителям также следует запастись терпением и постараться показать ребенку, что они понимают, что сделанные им ошибки не свидетельствуют о глупости или лени и они вместе преодолеют возникшую проблему. Родители обязательно должны дать понять ребенку, что успех обязательно придет, стоит лишь приложить немного усилий.

В заключении следует еще раз отметить, что дисграфия дислексия у детей поддаются коррекции. Однако эффективность ее в большинстве случаев зависит от своевременности обращения и профессионализма специалиста.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Дисграфия и дислексия у детей: прием у психотерапевта" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}