Главная » Школа » Детские волевые расстройства: что это такое?
31
Jul

Детские волевые расстройства: что это такое?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Когда в семье появляется ребенок, его здоровье становится самым важным, что может быть на свете. Часто родители, наблюдая за своим чадом, находят симптомы разных болезней, но редко обращают внимание на психическое состояние малыша.

Зачастую мамы и папы даже не представляют, какая может таиться проблема в нарушении психического здоровья любимого чада. Сейчас у многих ребятишек все чаще проявляются совсем не детские волевые расстройства. Что это такое и опасно ли данное состояние?

Воля – это чувство, которое заставляет индивида полностью сознательно проводить действие, устремлено двигаясь к цели, откидывая непосредственные желания, что могут помешать конечному результату. Каждый волевой акт должен состоять из нескольких этапов:

— появление цели, ее осознание, побуждение добиться желаемого;

— понимание возможностей от достижения желаемого, сомнения между согласием и восстанием против цели;

— борьба факторов, мотивирующих достичь цели, а также параллельный выбор метода ее достижения;

— согласие с одним из вариантов решений; реализация принятого решения, побуждение к началу процесса, достижение цели.

Чтобы был запущен этот механизм, должна присутствовать нейрофизиологическая его составляющая, которая базируется на рефлексе свободы, или как ее еще называют, «мотивация сопротивления к принуждению», то есть, когда возникает цель, должны сработать функции борьбы с другими, второстепенными целями для достижения главной. Мозг должен срабатывать на преодоление «внутренних помех».

Для формирования волевых особенностей необходимо правильно воспитывать ребенка еще с детства и контролировать проявления характерных симптомов. Первым этапом должно стать полное овладение главными движениями до трехлетнего возраста. Именно в это время нужно не упустить предпосылку для формирования волевых процессов. Сначала ребенок проявляет только свои желания, но уже с двух лет действие переходит в стадию волевого, пока оно вызвано необходимостью, но особо без пользы. Для эффективного развития волевых действий необходимо не труситься над ребенком, оберегая его от лишних движений, а способствовать активному участию в домашних трудах, в играх со сверстниками, заниматься развивающими программами. Именно путем преодоления тяжелых ситуаций, на примере старших воспитывают волю.

Когда всего этого не проделывать, а оберегать ребенка от лишних эмоций, у него чаще всего начинаются волевые расстройства, так как у таких детей нет причин к побуждению деятельности, возникновению каких-либо потребностей.

Различают несколько видов волевых расстройств у детей, которые приводят к сильному ослаблению волевой деятельности. Первый из них – это гипобулия, которая вызывает снижение волевой активности с ослаблением влечений. Признаками такого волевого расстройства является потеря аппетита, также пропадают оборонительные влечения, снижается активность любого рода. Встречаются такие нарушения в основном при умственной отсталости, поражении центральной нервной системы, шизофрении.

Еще одним видом волевых расстройств является абулия, когда полностью пропадает любая активность. Бывает такое в случае, когда у ребенка наблюдается глубокий шизофренический дефект.

Видом волевого расстройства является также и ступор, который вызывает оцепенение частей тела, что останавливает двигательное действие. Также повышается сильно мышечный тонус, что и обездвиживает больного. В таких случаях ребенка располагают в постели, где он лежит в одной и той же позе. Часто те, кто страдают от ступора, во время приступов сгибаются в форму эмбриона. Но бывают случаи, когда больной принимает совсем неудобные позы, не меняя их.

Иногда встречается такой вид волевого расстройства, как субступорозное состояние, которое не вызывает полной обездвиженности, но может коснуться определенных частей тела. Застывание некоторое возможно, но частичное, то есть больной замирает в определенных позах. Такое волевое расстройство дает иногда возможность повлиять на себя и вывести больного в нормальное состояние, чтобы тот мог себя обслуживать сам.

В основном у детей наблюдается только частичное замирание в эпизодических ситуациях. Полный ступор и субступорозное состояние есть у больных кататонической шизофренией, тяжелой психогенной депрессией, а так же при маниакально- депрессивном психозе.

Предвестниками таких серьезных волевых расстройств у детей являются более простые их формы, а именно неуверенность в себе, плохое взаимодействие с окружающим миром, снижение или отсутствие целеустремленности, отсутствие или частичное отсутствие самостоятельности, неадекватная оценка своих действий и состояния. Проявляются такие проблемы через сильную тревожность, нервную напряженность, стресс, неумение преодолевать трудности, отсутствие необходимости успеха, недоверие к окружающим, повышенная импульсивность, нарушение общения с окружающими.

Заметив некоторые из этих признаков, родителям необходимо последить внимательно за ребенком, и в случае развития симптомов нужно обратиться к специалистам, которые оценят состояние ребенка, а также при необходимости назначат курс лечения.

С целью избежания обострения ситуации проводится коррекция эмоционально-волевой сферы. Чтобы детей не пугал процесс избавления от недуга, разработано много различных программ, которые помогут выздороветь без страха и слез ребятишек. Одним из таких чудо — методов является куклотерапия. Суть его заключается в том, что малыш проводит параллель между собой и любимыми героями сказок, мультфильмов либо просто с любимой игрушкой. Идеальной можно назвать куклотерапию для детей с ограниченными возможностями, чтобы дополнительно не пугать ребенка докторами, их белыми халатами. В этом методе дети также самостоятельно действуют, изготовляют одежду для кукол.

Для улучшения состояния детей с волевыми расстройствами используют также метод психогимнастических занятий, в котором используются специальные упражнения, разработанные известными специалистами. Программа состоит из подобранных составляющих по системах Шелдона Левиса, Джейкобсона, Шульца. Метод направлен на повышение психологической устойчивости к стрессам, а также снятие локальных замираний мышц. Такой подход помогает бороться в дальнейшем с жизненными трудностями, не пугаться общения, не бояться самовыражения.

Встречаются у детей такие волевые расстройства, которые связаны с некротическими нарушениями личности. К ним относят страхи, заикание, недержание мочи, тики. Прекрасным методом борьбы с проблемой является метод символ-драмы. Эффективен он с 3-4 лет, но наиболее приемлем, по мнению некоторых специалистов, он все же для подростков.

Если брать в сравнении, то новым методом борьбы с детскими расстройствами воли считается метод сенсорной интеграции, который происходит в рамках сенсорной комнаты. Функционирует он через зрительный анализатор, который оказывает влияние с помощью света и цвета. Для этого создают специальную сенсорную комнату. Правильно подобрав все составляющие этого метода, можно повлиять на ребенка в целях успокоения либо раздражения. Этот способ имеет в основе эмоциональный стресс, только с позитивными чувствами. Специалисты тщательно подбирают цветовой фон сенсорной комнаты, ароматические основы, а также звуковые характеристики, чтобы не навредить психике маленького пациента.

Все методы действенны в тех или иных случаях. Доктора подбирают их индивидуально под каждого ребенка. Стоит отметить, что многие из методов в значительной мере влияют на психику малыша, а потому необходимо постоянно следить за психическим состоянием своего чада. Роль родителей в выздоровлении их малыша очень велика. Они ни в коем случае не должны каким-либо образом допускать негативные стрессовые ситуации, но одновременно необходимо создавать трудности для преодоления, чтобы вырабатывать волю к достижению конечного результата.

Волевые расстройства у детей на первый взгляд могут показаться надуманной проблемой специалистов, но на самом деле это очень серьезный вид отклонений, который не даст возможности ребенку достичь чего-то в жизни.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Детские волевые расстройства: что это такое?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}