Главная » Школа » Что входит в основные направления деятельности школьного психолога?
24
Jan

Что входит в основные направления деятельности школьного психолога?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Школьный психолог – человек, значение которого в общеобразовательной системе не до конца понимают родители и преподаватели. Что он должен делать на своем рабочем месте? Какие направления и функции существуют в его деятельности?

Педагог – психолог общеобразовательного учреждения нужен для того, чтобы помочь в решении приоритетных задач образования, обеспечив им достойное сопровождение по психологической линии. Цели и задачи, на которых строятся основные направления работы школьного психолога, нормативно закреплены в «Положении о социально – педагогической и психологической службе », утвержденном Министерством образования.

Это необходимость своевременной индивидуальной или групповой помощи обучающимся в вопросах их развития как всесторонней, гармоничной личности, правильной, успешной социализации и профессионального определения наряду с личностным самоопределением. Психолог в школе выполняет задачи по гармонизации взаимоотношений в учебном коллективе, разрешению возникающих конфликтов и психологическому сопровождению учеников и учителей, а также родителей, в кризисные периоды.

Направления деятельности школьного психолога следующие: психолого – педагогическая диагностика личности, сберегающая здоровье деятельность, коррекционные и развивающие мероприятия, психолого-педагогическое консультирование, социально – психологическое обеспечение процессов управления в коллективе, а также психопрофилактика и методическая работа.

Цель психолого – педагогической диагностики – изучение особенностей отдельной личности для выявления причин, по которым могут возникнуть проблемы обучения и развития. Также в нее входит определение сильных сторон индивидуума, его интересов по линии будущей специализации и стиля деятельности познания. Деятельность школьного психолога во всех этих направлениях определяется в соответствии с планом работы школы. Диагностика может быть как массовой, так и индивидуальной. Проводится она обычно три раза на всем протяжении обучения.

Первое проведение психодиагностических мероприятий (или первый психодиагностический минимум) выпадает на начальные классы и проводится в два этапа. На первом изучается коллектив в целом и выделяется группа учащихся с признаками дезадаптации. Второй этап дает представление о детях, которые находятся в социально сложном, опасном положении. Также выявляются ученики с повышенным уровнем интеллекта и ученики с особенностями развития.

Второй минимум проводится в четвертом-пятом классах. Его цель – слежение за процессом обучения и организация психологической работы по профилактике и развитию учащихся, а также подготовка рекомендаций для педагогов средней школы. На этой основе проходит процесс создания комфортных социальных и психологических условий для учеников и преподавателей.

Третий минимум ставит перед собой цель по допрофильной подготовке учащихся с возможностью выявления их способностей и навыков. Его результаты становятся основанием для работы по дальнейшей профессиональной ориентации.

Иные мероприятия по психодиагностике могут проводиться в соответствии с планом работы школы, а также в случае необходимости составления психолого-педагогических характеристик на отдельных учеников. В направления работы школьного психолога входят и мероприятия по охране здоровья. Их цель – сформировать положительное отношение к ведению здорового образа жизни, принятие участия в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье у участников процесса обучения и воспитания.

Реализуется эта цель путем постоянного наблюдения за физическим и психоэмоциональным состоянием учащихся, посещением занятий и информированием учителей об особенностях здоровья и работоспособности школьников. На основании всех этих данных школьный психолог выделяет отдельные группы детей для последующей работы с ними. На мероприятиях по охране здоровья педагог-психолог учит присутствующих навыкам саморегуляции активности и управлению стрессом. Также осуществляется профилактика вредных привычек

Коррекционно – развивающая работа школьного психолога в рамках образовательного учреждения направлена на создание условий для коррекционной и развивающей поддержки учащихся и педагогического коллектива. Она помогает подправить межличностные взаимоотношения в коллективе, справиться с кризисами, как возрастными, так и ситуационными.

В рамках этой работы психолог наблюдает за процессом обучения, проводит специальные диагностические мероприятия и по их результатам отбирает группы детей, которым необходима коррекция. Также он стимулирует родителей учеников с трудностями на посещение коррекционных мероприятий, поскольку детей можно корректировать только с разрешения родителей или официальных представителей. Коррекционные занятия проводятся в форме факультативов, тренингов, организации кружков и клубов по интересам.

В случае, если ребенку требуется помощь более узких специалистов (логопеда, тифлопедагога или сурдопедагога) , школьный психолог должен сообщить об этом его родителям либо опекунам и направить их в специальные региональные центры, где работают коррекционные группы. Получив от них информацию о любых изменениях в состоянии учащегося, психолог формулирует систему мер, которую передает педагогам и классным руководителям с целью поддержания результатов проведенной работы по коррекции. Психолого – педагогическое консультирование подразумевает под собой форму предложения помощи школьникам, их учителям и родителям. Оно может проходить как в индивидуальном порядке, так и в групповой форме.

Консультирование для учеников проводятся в виде «телефона доверия», статей на актуальные психологические темы в школьных газетах, а также на классных часах. Родителей психолог консультирует на родительских собраниях, а учителей – на специально организуемых им консилиумах по проблемам школьников: проблеме дезадаптации, проблемам поведения и другим трудностям. Цель психопрофилактики и психологического просвещения – развитие компетентности и формирование психологическо — культурных основ у всех, кто задействован в общеобразовательном процессе. Она является одной из наиболее приоритетных областей в работе школьного психолога.

Содержание просветительской работы включает в себя передачу другим учителям и психологам техник и технологий проведения мероприятий по адаптации школьников к обществу, приемам эффективного взаимодействия с учащимися и организации диагностических мероприятий. Сама психологическая профилактика и мероприятия по ней строятся в зависимости от планов работы школы и согласуется с заведующим по воспитательной работе. Проводятся занятия по просвещению факультативно или в виде специального классного часа. Для педагогов и родителей организуются отдельные собрания, либо проходит встреча методических объединений.

Накопление методических материалов и рекомендаций по работе с коллективом – это методическая работа психолога. При составлении планов мероприятий психологического толка, разработке программ воспитательного воздействия и планов работы образовательного учреждения психолог тесно взаимодействует с администрацией школы и социальными педагогами. Также в его обязанности входит консультация молодых специалистов и проведение психологического анализа по запросу начальства.

Все вышеперечисленные отрасли и задачи в рабочей деятельности психолога способствуют созданию в школе оптимального психологического климата, сглаживанию конфликтов, повышению уровня успеваемости детей и снижению «эмоционального выгорания» педагогов. Вдобавок участие психолога в жизни школьного коллектива позволяет ему наработать материалы для теоретической и практической работы по устранению проблем, которые могут проявиться позднее в процессе развития и формирования личности учащихся. Психолог в школе необходим, поскольку его методы работы помогут как преподавателям, так и школьникам разобраться в возникающих сложных ситуациях и правильно их воспринимать, не прибегая к конфликтам.

Основные направления деятельности школьного психолога включают в себя множество задач. Для их эффективного решения необходимо тесное содействие психолога с администрацией и коллективом преподавателей , а также с учащимися школы.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Что входит в основные направления деятельности школьного психолога?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}