Главная » Школа » Что такое волевые качества личности? Формирование волевых качества личности
09
Янв

Что такое волевые качества личности? Формирование волевых качества личности

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

За постижением школьной программы и постоянным увеличением ученической нагрузки педагоги часто забывают про необходимость личностного роста своих подопечных. Как воспитывать волевые качества личности — довольно сложный вопрос, решить который способны только настоящие профессионалы.

Волевые качества, которые можно воспитать в школьных стенах

Волевые качества личности школьника — предмет широкой дискуссии среди преподавателей и психологов. Некоторые из них уверены, что многие личностные качества невозможно воспитать, и они либо имеются, либо отсутствуют у ребенка. Однако большинство педагогов сходятся во мнении, что грамотная внеклассная работа может вылиться в постепенный моральный, личностный рост подопечных.

Какие же волевые качества могут быть воспитаны опытными педагогами? Первое, что приходит в голову — это целеустремленность и дисциплинированность. Без нормальной дисциплины организовать успешное обучение школьников просто невозможно. Именно поэтому работать над воспитанием этого волевого качества учителя начинают еще в начальной школе. Оказавшись в классе в первый раз, дети знакомятся с особенностями поведения в школе, с важностью дисциплины во время урока. В дальнейшем педагоги продолжают воспитывать уважительное отношение к дисциплине и правильному поведению в школе.

Целеустремленность — то самое качество, которое может помочь ребенку не только в рамках школы, но и в дальнейшем по жизни. Только самые активные дети, готовые настойчиво идти к своей мечте, обычно добиваются успеха. Задача педагогов заключается в том, чтобы пробудить в детях эту целеустремленность. Так, например, многие учителя устраивают специальные конкурсы на лучшие доклады или рефераты, призом в которых выступает хорошая четвертная оценка. Подобные конкурсы помогают ребенку проявить активность и настойчивость ради получения желаемого приза. Однако целеустремленность имеет положительное значение для развития личности лишь в тех случаях, когда ребенок ставит перед собой правильные задачи. Функция педагога заключается именно в том, чтобы поставить перед ребенком конкретные и исключительно позитивные цели.

Самостоятельность также считается важной чертой сильной, волевой личности. Вырабатывать это сложное качество приходится не только в рамках школы, но и дома. При помощи домашних заданий, разнообразных рефератов и внеурочных заданий ребенок учится самостоятельно справляться с поставленными перед ним проблемами. В дальнейшем это качество поможет ребенку не пасовать перед трудностями, с уверенностью идя вперед, даже если цель кажется недостижимой. Однако полная самостоятельность в рамках школьного обучения недопустима. Функция учителя заключается именно в том, чтобы грамотно направлять деятельность своих подопечных, при этом помогая им лишь на ранних этапах выполнения задания. В таком случае, самостоятельная работа под чутким руководством учителя не только приводит к повышению ученических результатов, но и способствует личностному росту.

Решительность и смелость также являются чертами волевой личности, и эти важные качества преподаватели могут активно воспитывать в своих учениках. Так, например, ребенок может проявить свою смелость во время внеклассных дискуссий на спорную тему. Решительность в отстаивании своего мнения в дальнейшем поможет ребенку во всех вопросах также смело заявлять о своей точке зрения.

Среди волевых качеств, которые воспитать сложнее всего, психологи часто называют выдержку. Легче всего ребенку проявить выдержку в сложной, напряженной ситуации. Именно поэтому многие педагоги предпочитают работать в рамках концепции развивающего образования. Такая концепция подразумевает постоянное повышение ученической нагрузки, работу детей на грани интеллектуальных возможностей, что приводит к куда более активному интеллектуальному и творческому развитию. Считается, что данная концепция воспитывает и внутреннюю выдержку ребенка, помогая ему справляться даже с самыми большими нагрузками по учебе.

Методики воспитания волевых качеств личности в рамках школьного образования

Развитие волевых качеств личности школьника происходит как на внеклассных занятиях, так и в рамках стандартного урока. Такие качества, как целеустремленность и дисциплинированность нужно вырабатывать изо дня в день, следя за поведением учеников и за их успеваемостью.

Воспитание дисциплинированности в младшей и средней школе зачастую происходит за счет постановки перед детьми определенных трудовых правил. Так, например, педагог может установить правило, согласно которому, пока тема урока не будет рассказана до конца, ни один ученик не имеет права встать со своего места даже после звонка. Еще одно важное правило, которое стоит установить каждому учителю: это запрет на использование мобильных телефонов и планшетов во время урока. Прекрасно зная, что использование мобильной техники обернется замечанием или даже плохой оценкой, ребенок не будет нарушать это правило, соблюдая дисциплину. Некоторые преподаватели ведут себя крайне строго на уроках, но зато это помогает им держать дисциплину даже в самых проблемных классах.

Решительность — куда более сложное качество в плане воспитания в школьных стенах, и поэтому для работы с ним необходимо использовать внеклассные семинары и дискуссии. Так, например, учитель обществознания может организовать урок на спорную тему смертной казни. Разделив класс на две группы, отстаивающие аргументы за и против смертной казни, преподаватель вынудит детишек решительно и смело отстаивать свою точку зрения. Во время такой дискуссии вырабатывается и целеустремленность, поскольку каждый ребенок хочет убедить учителя и окружающих в своей правоте.

Работать над самостоятельностью учеников также можно в рамках внеурочной деятельности. Так, например, учитель может за месяц до 9 мая попросить детей организовать яркое и интересное поздравительное мероприятие для ветеранов. Сам педагог будет лишь направлять деятельность детишек в нужное русло, а работать над всеми нюансами проекта им придется самостоятельно. Изготовив плакаты, придумав поздравления и программу мероприятия, дети столкнутся с целым рядом сложностей на своем пути, но все это только поможет воспитать их волевые качества.

Активность ребенка в школе воспитывается довольно просто, и все благодаря участию во внеурочной деятельности. Ребенок должен привыкнуть к тому, что его школьная жизнь не ограничивается уроками и записью домашнего задания. Разнообразные кружки, участие в концертах, в школьном совете — все это только пробуждает активность в ребенке. Если подросток отличается природной скромностью, он может принимать участие в разработке сценариев, не выступая при этом на сцене. Такая помощь коллективу обязательно обернется личностным ростом. К тому же, насыщенная школьная жизнь заставляет ученика грамотно планировать свое время, чтобы все успевать. В дальнейшем эти качества помогут ребенку достигнуть успеха по жизни.

Некоторые дети априори оказываются куда активнее и самостоятельнее своих одноклассников. Работать с такими школьниками довольно просто, ведь они отличаются целеустремленностью, и поэтому готовы всегда участвовать в дискуссиях и во внеклассных мероприятиях. Однако это не означает, что педагогу не следует работать с отстающими или излишне скромными детишками. Задача учителя состоит именно в том, чтобы воспитать волевые качества в каждом, и это оказывается невероятно сложно.

Для этого необходимо все время обращаться к пассивным ученикам, взывать к их талантам, буквально заставлять детишек принимать участие в мероприятиях. Практически любой школьник хочет проявить себя, оказаться в центре внимания, но иногда ему просто не хватает смелости и активности. Пробуждая скрытые таланты таких молчунов, учитель сможет сделать каждого своего подопечного активным и смелым.

Одна из самых продуктивных методик работы с пассивными учениками подразумевает деятельность в паре. Так, например, преподаватель может разбить весь класс на несколько пар, так, чтобы товарищами оказались активные и пассивные ученики. Каждая пара должна подготовить проект на определенную тему, на равных участвуя в его реализации. Обычно такие проекты помогают скромным ученикам проявить себя, оказавшись в центре всеобщего внимания, а это, в свою очередь, положительно повлияет на воспитание их волевых качеств.

Создание классных советов, организация работы успешных учеников с отстающими — все это поможет воспитанию волевых качеств школьников. Деятельность хорошего педагога не ограничивается пересказыванием учебника, и зачастую выходит далеко за пределы классно-урочной деятельности. Грамотная работа с внеклассными занятиями поможет преподавателю не только повысить интеллектуальный уровень своих подопечных, но и положительно повлиять на их волевые качества.

Успешность воспитания волевых качеств у детей зависит не только от атмосферы, царящей в их семье, но и от активности самого педагога. Если учитель заинтересован в том, чтобы его подопечные были активными и целеустремленными, то они обязательно станут такими, и все за счет грамотно спланированной урочной и внеклассной деятельности.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Что такое волевые качества личности? Формирование волевых качества личности" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}