Главная » Школа » Что такое гражданское воспитание учащихся: проблемы и задачи
31
Jul

Что такое гражданское воспитание учащихся: проблемы и задачи

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

В современном мире очень важно воспитывать молодежь в верном направлении. От того, какие стремления и цели будут у подрастающего поколения, зависит дальнейшая судьба всего государства, всего общества.

Одни из основополагающих проблем современной России — это проблемы гражданского воспитания, касающиеся подрастающего поколения. Для начала стоит конкретизировать само понятие «гражданское воспитание», выяснить, что такое гражданское воспитание. Нетрудно догадаться, что под «гражданским воспитанием» специалисты понимают сам процесс воспитания человека-Гражданина, становления его как Личности. Сразу возникает логичный вопрос: а какого именно гражданина нужно воспитывать в человеке? Каким должно быть гражданское воспитание в школе? Логично соглашаясь с тем, что всё же нужно воспитывать гражданина своей страны, педагоги и родители не знают, как же это сделать в таких условиях, когда перестало проявляться банальное уважение к органам федеральной власти и государственной безопасности — а ведь, как это ни парадоксально звучит, именно наличие этих органов и даёт любому государству полное право именоваться демократическим.

Современные школьники уже совсем иначе относятся к нравственным ценностям общества. Во многом виной этому служит отсутствие должной работы учителей со школьниками, преподавателей со студентами, родителей со своими детьми. Какие-либо детские организации, занимавшиеся такой работой, более 20 лет назад были ликвидированы в результате проведения деидеологизации образования. Но ведь всем предельно ясно, что образование не может существовать без идеологии и политики. А идеологии периодически сменяют одна другую, соответственно, должно видоизменяться и образование. Но нельзя допускать, чтобы какая бы то ни было идеология провозглашала отказ от многовековых общественных ценностей, иначе какой смысл в этой идеологии? Государство должно всегда стоять на защите гражданского образования. А кто еще властен на гражданами? Правительство обязано обеспечивать своим жителям достойное образование, причем при разумных затратах трудовых и финансовых ресурсах государства.

В последнее время все сильнее ощущается влияние Запада на Россию, и это не может не вызывать возмущение у патриотов Российской Федерации. А как это отразится на школьниках? Конечно, негативно. Подростки очень восприимчивы к общественному мнению, к модным молодежным движениям. А если всё это упрямо навязывается Америкой, то о каком Гражданском воспитании в России может идти речь?

Сегодня россиянам особенно приятно осознавать, что наконец-то государство начало бороться с бессмысленностью образования школьников. Российское правительство призвано разработать меры патриотического воспитания подростков. Всё чаще то тут, то там появляются идеи о возобновлении работы детских школьных организаций, о том, что подрастающее поколение должно быть максимально задействовано в активной общественной жизни. Но даже несмотря на эти шаги российского государства, педагогам и родителям с помощью эффективных методологий нужно решать проблему общественного гражданского воспитания детей. Россия остро нуждается в настоящих гражданах, Гражданах с большой буквы, которые точно знают, чего требует от них современная Россия, которые ставят перед собой конкретные цели и добиваются их во что бы то ни стало, которые чувствуют свою ответственность перед Родиной.

Одним из основополагающих факторов гражданского воспитания является необходимость привить к школьникам искреннюю любовь к России, достичь того, чтобы подростки осознавали свой гражданский долг. Российские школьники и студенты должны четко осознавать свои гражданские права и обязанности, к ним относится и участие в выборах, как активное, так и пассивное. Чаще всего учителя истории и обществознания прививают школьникам эти ценности. Также на достижение такой цели ориентированы такие предметы как культура речи, правоведение, культурология, политология и подобные им дисциплины.

Кроме того, с молодости школьников нужно учить принимать взрослые решения самостоятельно, основываясь на здравом смысле и логике. Этому способствуют так называемые дни самоуправления, когда наиболее активным ученикам дают возможность вести уроки у сверстников или более младших классов. Это вырабатывает у школьников осознание своей гражданской значимости в образовательном процессе, воспитывает в них патриотический дух. Навыки, приобретенные школьниками в процессе самоуправления, помогут им в дальнейшей жизни принимать единственно верное решение в конкретной ситуации, а также позволит быстро находить общий язык с коллективом: в институте, на работе, дома.

В данной ситуации никак не обойтись без изучения основного закона Российской Федерации — Конституции. Пусть она станет настольной книгой для подростка, пусть именно в ней он ищет вопросы по правовому устройству и регулированию в России. Но, конечно, мало кто из молодежи захочет самостоятельно почитать Конституцию, скорее всего энтузиазма будет мало. В этом-то и состоит основная задача современных педагогов: вызвать искренний интерес у школьников и студентов к истории Отечества, добиться того, чтобы дети и подростки не были безразличными к судьбе своей Родины, а наоборот, стремились активно участвовать в ее вершении.

Сформировать в человеке Гражданина, заложить фундамент для становления личности поможет правильный педагог. В понятие «правильный» включается набор качеств, таких как справедливость, ответственность, честность, достойность, верность своему делу и своей профессии, патриотизм, любовь к детям, стремление к самосовершенствованию и т. д. Только такой руководитель сможет направить подростка в нужное русло, сформировать правильное и рациональное отношение его к жизни, к России, к гражданскому обществу.

Гражданское воспитание школьников должно быть направлено на формирование и всестороннее (комплексное) развитие личности. Очень важно с точки зрения патриотизма не внушить школьнику необходимость любить Родину, а посредством бесед, игр, просмотра фильмов и т. д. помочь ребенку самостоятельно сделать выбор в пользу патриотизма. Это действительно играет большую роль в дальнейшем отношении подростка к России. Помимо этого, необходимо разбудить в человеке чувство гордости за свою Отчизну, с которого берет начало и чувство собственного достоинства. Надо говорить детям о том, что они — непосредственные участники глобального процесса формирования гражданского общества, что только от них зависит будущее нашей страны. Ведь если каждый современный подросток посмотрит на окружающий мир, увидит красоту природы, раскроет в себе лучшие качества, то вся огромная держава превратится в настоящее гражданское общество — то, к чему стремится любая развитая страна.

Также необходимо проводить со школьниками беседу на тему мира во всем мире. В последнее время эта тема особенно актуальна. Очень важно понять, что подразумевают школьники под словом «мир». Как они себе представляют мирную жизнь, на что готовы пойти ради локального мира (в семье, в классе) , насколько ребята уступчивы в принципиальных вопросах, до какой степени развито их самолюбие и гордость. Все эти аспекты, безусловно, помогают построить пирамиду приоритетов школьника. Проанализировав ответы детей, можно построить их картину мира, которая предскажет потенциальный ход развития событий в стране.

Уважение к старикам — это тоже неотъемлемая часть настоящей Личности, истинного Гражданина. Старики — это та часть населения страны, которая заложила современной молодежи фундамент для жизни и самореализации, это те, кто дал жизнь нынешним гражданам страны. Прошлое России заслуживает максимального уважения. Поэтому если ребенок хочет стать настоящим Гражданином, Личностью, то он обязан почитать и уважать старость, помогать бабушкам и дедушкам, приходить на помощь родителям в вопросах любой важности.

Вопросы морали и этичного поведения в обществе — одни из основополагающих вопросов гражданского воспитания детей. От того, как ведет себя ребенок в обществе (в классе, в группе, в любом другом коллективе) , зависит отношение к нему других людей. А именно социальные взаимоотношения очень часто становятся причинами войн, конфликтов и недопониманий на различных уровнях. Вот почему так важно с детства прививать ребенку любовь к миру, к этике, учить его правильно себя вести, правильно преподать себя коллективу и руководству. Также стоит помнить золотое правило морали: относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе. Ведь никто не станет помогать тому человеку, который сам никогда не придет на помощь в трудную минуту. И это вполне объяснимо с точки зрения психологии: в подсознании каждого человека изначально заложено зерно справедливости, зерно равенства. Поэтому человек никогда не отзовется на помощь другому человеку, который однажды уже отказал в подобной ситуации или подвел. Логична и обратная закономерность: гражданин, всегда охотно помогающий другим людям по их просьбам, в любое время может рассчитывать на их помощь в трудной жизненной ситуации. Конечно, эти закономерности распространяются на нормальных адекватных Личностей. Но здесь, как и везде, есть свои исключения из правил.

Выбор профессии, осознанный шаг во взрослую жизнь — это еще один показатель настоящего Гражданина своей страны, которому не все равно на свою судьбу и судьбу всего государства. Ведь именно молодежь, подрастающее поколение является резервом для развития страны, ее экономического и политического потенциала. Поступление в институт — это переломный момент в жизни каждого абитуриента, после которого начинается совершенно новый этап жизни. Отныне человек учится для получения конкретной професии, которой он осознанно отдал предпочтение. Закончив высшее учебное заведение, выпускник пойдет работать на благо обществу, государству, стране в целом. От каждого специалиста зависит общее состояние его родного государства, поэтому выбор профессии по праву считается одним из самых сложных и важных выборов, который приходится делать человеку. Страна всегда будет гордиться теми гражданами, которые смогли ее прославить, принести ей нечто особенное, полезное, качественно новое.

Все поставленные цели обязательно будут достигнуты, но при одном условии: если в становлении ребенка как Гражданина будут задействованы не только педагоги (учителя и преподаватели) , но и родители. Ведь именно мама и папа как никто другой знают своего ребенка, именно они закладывают в человека фундамент для развития Личности. Безусловно, педагоги оказывают свое влияние на ребенка, обеспечивают свой вклад в его развитие. Но азы, первостепенные зачатки Гражданина в маленьком человечке появляются в результате родительского воспитания. Это подобно растению. Родители сажают зернышко в своего ребенка, а педагоги уже помогают ему вырасти в нечто большее. Но именно от зернышка зависит конечный результат — будет это мощное дерево или чахлый кустарник. Справедливо и обратное: без должного ухода зернышко погибнет и не сможет превратиться ни в дерево, ни в кустарник.

Родители учат детей тому, что такое хорошо и что такое плохо. Конечно же, генетику никто не отменял. В результате становление ребенка как Гражданина можно представить в виде суммы генетических особенностей индивида и его воспитания. Вот почему очень важно правильно расставлять приоритеты в жизни и принимать верные решения.

Только любовь к своей истории, её осмысление, глубокое уважение к предкам, всецелое сопереживание недостаткам и достижениям любых государственных реформ позволят выявить в человеке душевные качества Личности и Гражданина.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Что такое гражданское воспитание учащихся: проблемы и задачи" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}