Главная » Школа » Активизация познавательной деятельности младших школьников
05
Jan

Активизация познавательной деятельности младших школьников

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Активизация познавательной деятельности младших школьников принесет легкость и эффективность в их обучении. Это, несомненно, нужно детям для будущей самостоятельной жизни.

Активность мыслительной деятельности, непрестанный поиск нового, стремление к самостоятельности является отличительной чертой современного человека. Требование сегодняшней жизни – движение, самостоятельность, инициатива, креативность. Поэтому перед педагогами, психологами и родителями злободневным является развитие у детей познавательной способности и самостоятельности.

Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для развития. Психологи утверждают, что, если учитель найдет наиболее эффективный способ донесения, то дети смогут освоить более сложный материал, чем он есть в школьной программе.

Важно обратить внимание на особенности и развитие познавательности у детей этого возраста. Чем интереснее учебная деятельность младшего школьника, тем больше его способности и возможности, делающие учебный процесс легким и эффективным. К моменту поступления в школу ребенок, как правило, готов к обучению. Физическое и психологическое развитие уже позволяет ребенку обучаться в школе.

Характеристика познавательных процессов

Восприятие. Это основа познавательной деятельности.

· Формирующееся сенсорное развитие (ощущения, восприятие, наглядные представления) повышает остроту зрения, цветоразличение, фонематический слух.

· Предметы воспринимаются легче, если школьник производит с ними практические действия. Эту особенность нужно учитывать в подаче нового материала.

· Младшие школьники видят в предметах не столько главный, сколько яркий признак. Эту наглядность можно удачно использовать при обучении. Учитель направляет сознание учеников на ту часть материала, которую считает главной.

К концу начального школьного периода восприятие становится глубоким и анализирующим, а деятельность младшего школьника уже опирается на интеллект.

Память. В начале обучения у первоклассников преимущественно механическое, непроизвольное запоминание. Со временем особенности памяти меняются:

· Постепенно память ребенка становится произвольной и сознательно регулируемой.

· Память лучше фиксирует наглядный материал, конкретные предметы, а не абстрактные.

· Требуется подключение всех видов анализаторов.

Воображение. На первых порах воображение ребенка творческое и произвольное, с опорой на конкретный предмет. Позже ребенок уже воспринимает предмет по названию, без зрительного образа. К концу начального школьного периода усиливается реализм воображения. Ребенок может создавать логически связанные картинки с реальными деталями, без выдумок.

Мышление. У младшего школьника мышление наглядно — образное, но в процессе обучения оно развивается и постепенно переходит к словесно – логическому. С первых дней школьного обучения мышление становится центром психического развития. По мере учебы появляется способность к выводам и рассуждению.

Развитие речи. Речь напрямую связана с мышлением.

· Время начального школьного обучения характеризуется увеличением словарного запаса

· Более точным становится значение слов

· Развивается умение слушать и слышать другого человека длительное время

· Вместо говорения про «себя» появляется речь вслух

Ученики младшего школьного возраста отличаются сильным желанием учиться и познавать новое. Главное – поддерживать его интересы.

Методы активизации познавательного развития младших школьников

К. Д. Ушинский воодушевляет учителей, что их главная задача – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание.

Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа.

Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Многие учителя ищут способы, «оживляющие» их уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, они придают ему оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает. Надо заметить, что в организации таких уроков важна мера. Иначе дети могут больше сконцентрироваться на необычных способах, чем на материале.

Уровни познавательной активности:

Воспроизводящий. Учащиеся стремятся понять, запомнить, а потом воспроизвести знания. На этом уровне интерес к углублению знаний отсутствует.

Интерпретирующий. Учащиеся стремятся найти смысл в изучаемом материале, увидеть связь между явлениями, найти способы применения в разных условиях.

Творческий. Желание учащихся не только понять глубину и сущность явлений, их взаимосвязь, но найти новый способ для своей цели.

Для повышения активности учеников начальных классов целесообразно использовать следующие словесные методы:

Дискуссии. Дети должны учиться свободно, не боясь, высказывать свою точку зрения и уважать мнение (даже противоположное) одноклассников.

Самостоятельная работа. Ребята должны уметь анализировать, выделять из общего — главное, пользоваться разными источниками информации. Необходимо развивать устную речь.

Самостоятельная работа с дидактическим материалом. Это карточки для закрепления материала, практические задания, тесты и т. д.

Проблемное изложение. На уроке создаются проблемные ситуации. Ребята предлагают свои предложения по решению проблемы. Этот метод активизирует умственную деятельность, синтез и анализ, обобщение и сравнение, установление причинно – следственной связи.

Дидактическая игра

Можно сказать, что одним из самых ценных средств активного познания детей начального школьного звена является дидактическая игра. Активизируя психические процессы, она пробуждает живой интерес к учебе. Учебный материал становится увлекательным, создается рабочее настроение, радость и интерес. Процесс усвоения знаний облегчается. В. А. Сухомлинский оценил игру как искру, которая зажигает огонек любознательности и пытливости.

Для использования познавательных игр О. С. Газман выделил такие требования:

— игра должна основываться на уже имеющихся у ребенка знаниях. Задача с неизвестными для него вещами не вызовет ни интереса, ни желания ее решать

— слишком трудная задача может даже отпугнуть маленького школьника

— важно соблюдать принцип «от простого — к сложному»

— необходимо соблюдение возрастного принципа

Ценность дидактических игр определяется тем, насколько эффективно они помогают решить предметное задание. Дидактическая игра, имеющая познавательный характер, является переходным мостиком к серьезной умственной работе.

У познавательных игр есть возможность решения ряда задач по обучению и воспитанию:

Во-первых, они позволяют расширять объем получаемой информации в ходе обучения и стимулируют переход от любопытства к пытливости и любознательности.

Во-вторых, развивают интеллектуальные и творческие способности детей.

В-третьих, за счет игр снижаются физические и психические нагрузки.

В-четвертых, развивающие игры подготавливают сознание к встрече с новым.

Также, в дидактических играх нет обучения напрямую, и всегда есть позитивные эмоции. Дети очень любят игры, они практически никогда не устают обучаться, играя.

Важной частью игр являются правила, которые направляют игру и регулируют поведение детей.

Подвижные игры с дидактическими элементами подразделяются группы:

· Имитационные игры и упражнения с предметами

· Сюжетные игры с простыми правилами

· Драматизированные (игры по сюжету)

· Бессюжетные игры с правилами

· Спортивные игры

По характеру материала, используемого в дидактических играх, есть

— настольно-печатные (парные картинки, домино, лото, складные кубики и разрезанные картинки) ;

— с предметами, разными по величине, форме и цвету (мозаика, природные материалы: нанизывание, собирание целого из разных частей, выкладывание и т. д. ) ;

— словесные игры, развивающие быстроту реакции, сообразительность и внимание, связанную речь.

Количество игр на протяжении урока должно быть разумным и целесообразным:

— игра в начале урока организовывает и заинтересовывает детей

— игра в середине урока нацеливает на усвоение темы

— в конце урока игра чаще носит характер поиска

На всех этих этапах развивающая игра должна включать разнообразные виды деятельности, увлекать и быть доступной.

Очень полезны на уроках физкультминутки, которые желательно проводить по теме урока.

Советы учителям и родителям

Известно, чтобы максимально достичь воспитательную цель для детей, необходимо совместное, согласованное участие учителей и родителей. При каких условиях активизация детской умственной, познавательной деятельности будет эффективной? Обе стороны — и родители и учителя, должны быть едины таких понятиях:

— ребенок – ученик должен быть вовлечен в самостоятельный поиск новых знаний и решение задач проблемного характера;

— подростку нужно донести, что изучаемые предметы нужны, важны, а обучение — целесообразно;

— интерес к новому материалу неотрывен от уже известных для него базовых знаний.

— обучение должно быть не слишком трудным и не слишком легким; только тогда оно вызовет интерес;

— школьника стимулирует проверка и оценивание его работы (в школе и дома) . Оценка должна быть безопасной для психики ребенка: сначала отмечаются достоинства, затем говорится о недостатках; критика должна быть конструктивной (мягкая форма оценки, фраза «было бы лучше, если бы …») ; оценивать конкретный ответ, не переходя на личность ребенка и т. д.

— важная роль в активизации познавательного процесса принадлежит позитивной психологической атмосфере: принятие независимо от успеха, преобладающее поощрение, побуждение, понимание и поддержка. Приветливость (взгляд, улыбка, кивок…) , внимание являются мощным стимулом для малышей.

Практические советы:

Перегрузка делает работу скучной и нудной; необходимо больше разнообразия и возможности для выбора.

Больший акцент делать на личный пример, нежели на инструкции и правила. У много знающих родителей и учителей ребенок активен в поиске знаний.

Активность детей лучше всего стимулируется своевременной похвалой. Было бы хорошо продумать форму поощрения за особенные достижения в школе и дома.

Для успешного усвоения любого материала необходима организованность ребенка. Это особенно важно для родителей:

· Соблюдается ли домашний режим дня

· Готовятся ли школьные вещи заранее

· Проявляют ли родители интерес к занятиям ребенка в школе

· Опаздывает ли ребенок в школу (как часто)

· Знают ли родители, чем ребенок занимается после школы, сколько времени занимает выполнение домашнего задания, данного учителем

· Делится ли ребенок впечатлениями о проведенном дне в школе.

Детям важно видеть заинтересованность родителей их учебной деятельностью.

Поддержка интереса школьников в посещении библиотек, кружков, секций.

При необходимости — посещение психолога.

Развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, знаниям, потребность в их постоянном поиске – это ключевая задача учителей и родителей. Этот аспект является главным в развитии личности современного поколения.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Активизация познавательной деятельности младших школьников" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}