Главная » Родителям » Развитие логического мышления младших школьников
10
Jan

Развитие логического мышления младших школьников

Рубрика: Родителям     Комментарии: Комментариев нет

Умение мыслить логически является одним из главных достоинств, которые ведут человека к самореализации и успеху. Поэтому, школа и семья должны сосредоточить все усилия для полноценного развития у детей всех психических процессов.

Мышление детей и взрослых значительно отличается, это знает и может заметить каждый. Взрослый мыслит исходя со своего жизненного опыта, теоретических знаний, а мышление детей основано на наглядных примерах, впечатлениях, эмоциях, воображении.

Подходя к школьному возрасту, ребенок имеет достаточно высокий уровень развития всех психических процессов. Благодаря любознательности, желанию познать внешний мир и его построение, у него полноценно развиваются процессы восприятия, памяти, речи, мышления, воображения. В процессе игры малыш экспериментирует, желает узнать причины тех или иных явлений, тем самым устанавливает примитивные причинно – следственные связи.

Все познавательные процессы взаимосвязаны друг с другом. Именно они обеспечивают разные виды деятельности ребенка. Взаимосвязь психических процессов на протяжении детства остается неизменной, но при этом в разные периоды развития преимущество приобретает какой-то один из процессов, чередуясь с остальными в закономерном порядке.

Со временем, когда малыш подрастает, постепенно меняется и форма его мышления. В 1-2 классе школьники все еще продолжают мыслить как дети дошкольного возраста, то есть восприятие и анализ информации, происходит следующими путями:

— наглядно действенным (мышление, которое связано с непосредственными практическими действиями с предметом) ;

— наглядно-образным (мышление, опирающееся на восприятие и представление) .

Младшие школьники 1-2 классов основную характеристику каждому предмету дают исходя из внешних признаков, глядя на них только с одной наиболее понятной стороны. Новый этап восприятия и анализа наступает в возрасте 8-9 лет. Мышление младших школьников в 3 классе уже позволяет малышам улавливать логические связи между разными элементами предлагаемой информации. В психологии данную особенность сопоставления понятий школьниками называют родо-видовым соотношением. В этом возрасте школьники приобретают навыки абстрактного (словесно-логического) мышления. Данный переход позволяет ученикам мыслить понятиями, отходя от непосредственной наглядности, которая всецело присуща в процессе восприятия и представления.

Умение абстрактно мыслить появляется в связи с изменением содержания мышления. Если ранее это были конкретные представления, несущие в себе наглядную основу, отражая лишь внешность предметов, то теперь все понятия отображают более существенные свойства и соотношения между предметами и явлениями. Огромное значение в процессе преобразования видов мышления играет учебная деятельность. Школьный материал преподается на уроках в определенной последовательности. Программа 1-2 классов предусматривает максимальный объем работы с наглядными образцами, начиная с 3 класса, данный вид занятий умеренно сокращается и предпочтение отдается системе научных понятий. Умственные операции, с которыми ежедневно сталкивается школьник, становятся все более отдаленными от конкретной практической деятельности и наглядной опоры.

Умение мыслить абстрактно дает возможность решать логические задачи и делать выводы, основываясь на существенные внутренние свойства, а не на явные признаки объектов. Постепенно осваивая приемы мыслительной деятельности, ученик приобретает способность решать поставленные задачи «в уме», а также анализировать процесс своих рассуждений. Рассуждения же постепенно приобретают логически-верный характер, включая операции анализа, синтеза, сравнения, распределения и обобщения.

Новая стадия развития мышления становится основой формально-логического мышления, и ребенок постепенно осваивает действия моделирования, учится сопоставлять предметы между собою, находя родственные связи.

Задание начальной школы – формировать научные понятия и помочь освоить понятия отношений. Так, младший школьник должен знать общее понятие о предметах, уметь называть их признаки и свойства, а также отображать связи и отношения явных объективных предметов.

Чтобы освоить понятия, необходим принцип постепенности. Для этого сначала нужно научить школьников выделять функциональные признаки предметов, которые связанны с их назначением, примером курица – яйцо. Следующий шаг, определение известных свойств предмета без указания более или менее значимых, примером кактус – цветок, зеленый, колючий, растет в горшке и т. д. И последний этап – умение выделить общие значимые признаки для классов единичных предметов, примером (животные, грибы, цветы) .

В свою очередь, чтобы освоить понятия отношений (величину, эволюцию и т. д. ) также необходимо соблюдать определенную систему действий. Сначала нужно рассмотреть конкретные случаи выражения понятий, примером, что было сначала, что появилось позже. Далее необходимо обобщить понятия и распространить их на новые случаи. Последний этап – широкое обобщение, которое можно применить к любым случаям.

Уровень развития мыслительных процессов очень важен для самого развития мышления школьников. Так, изначально действенный способ анализа постепенно становится чувственным, а в дальнейшем умственным. Такие изменения в способе мышления происходят уже от 1 к 3 классу. Больше того, изначально частичный анализ со временем обретает комплексный и системный характер. В свою очередь простой синтез, развиваясь, становится более широким и сложным.

Анализ и синтез в мышлении младших школьников тесно взаимосвязаны, но процесс анализа дети осваивают более легко, нежели процесс синтеза, который в полной мере образуется при умении глубокого анализа. В начальных классах постепенно происходят явные изменения в мышлении школьников. В 1-2 классе оно несистематическое и ориентированное лишь на внешние признаки, а в 3-4 становится плановым, систематическим.

Изменения в мыслительном процессе не остаются не замеченными и самими школьниками, которые весьма стараются управлять своими мыслями, концентрироваться. Зачастую такие побуждения заканчиваются успехом.

К окончанию младшей школы ученики приобретают некоторые навыки теоретического мышления, которому свойственны внутренний план действий, предусматривающий логический порядок действий на пути к решению, анализ содержания задачи и выделение способа решения, которое обобщается на целый класс задач.

Развитие мышления младших школьников происходит во время учебного процесса. Важно, чтобы учителя и родители обращали должное внимание на формирование мыслительных процессов и всячески ему способствовали. Для успешного развития мышления предусмотрены разнообразные логические задания для младших школьников, которые успешно можно применять как в урочной практике, так и в домашних условиях.

Для развития наглядно-действенного мышления ученикам 1-2 классов можно предложить игру «Почтальон», которую уместнее всего предложить на уроке математики. Для участия можно пригласить троих учеников. Каждый «почтальон» должен отнести письма в три дома, на каждом их которых изображена геометрическая фигура. Школьникам предоставляются сумочки с письмами — десятью геометрическими фигурами с картона. После сигнала о начале игры каждый «почтальон» старается как можно быстрее отыскать письмо для каждого дома и поочередно разнести их в соответствующие дома. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием, то есть разложит все геометрические фигуры.

Прекрасно развивают мышления разнообразные задания с использованием счетных палочек. Примером, ученикам можно предложить составить 2 квадрата из 7 палочек или 2 треугольника с 5 и продолжить узор.

1-классникам подойдет задание выбрать из предоставленных деталей те, из которых можно сложить круг, а также другие подобные задания.

Для развития мышления детей младших школьных лет, можно предложить им сыграть в игру «Куда поместится кошка». Игру можно применить как в учебном процессе, так и дома. Нужно попросить малыша изобразить кошку или другое знакомое животное, примером собаку, попугая, хомяка и т. д. Далее стоит предложить ему придумать места, где могло бы поместиться указанное животное. Например: Собака поместится в будке, а вот в этом ящике она поместится? А в сумке? и т. д.

Логическое мышление у младших школьников можно продуктивно развивать с помощью интересных задачек, загадок, шарад, головоломок.

Интересные задачки:

Сколько у палки концов? (2) А сколько концов у трех с половиной палок? (8) .

Сколько необходимо разрезов, чтобы разделить бублик на 4 части? (2)

Четыре девочки купили 6 заколок на волосы, каждой из них досталось не менее чем по одной заколке. Скажите, могла ли одна из девочек купить себе три заколки? (Да) .

Сколько недель будут показывать фильм, если общее количество серий 24, а показывают его каждую субботу и воскресение (12 недель) .

В каких месяцах есть число 28 (во всех) .

Когда человек сможет мчаться со скоростью скоростного авто? (когда он будет сидеть в этом автомобиле) .

В каком случае, мяч, пролетев некоторое время, сможет на долю секунды остановиться и полететь назад? (Если его подбросить вверх) .

В младшем школьном возрасте детям можно предложить упражнение «Дерево, лист, плод», которое весьма способствует развитию мыслительных процессов. Для задания необходимы коробка с двумя отделениями и карточки с рисунками деревьев, листьев этих деревьев и их плодов (все карточки отдельные) . Задание ребенка подобрать к каждому дереву соответствующий листик и плод. Кроме развития мышления упражнение развивает также представление о живой природе.

Как уже говорилось, очень важно, чтобы развитию мышления школьника способствовали и его родители. Так, весьма интересно поиграть с малышом в игру наподобие острова сокровищ. Клад необходимо найти по карте, то есть малыш должен научиться ориентироваться в пространстве и мыслить должным образом. Для начала нужно нарисовать план комнаты, как бы сверху, четко обозначив схемами все окружающие предметы.

Место нахождения «клада» нужно отметить на карте крестиком. Малыш должен найти по этой схеме спрятанный предмет. Задание можно усложнить или продлить, примером, играя в нескольких комнатах. Первая карта может указывать на место нахождения второй, и т. д. Детям очень нравятся подобные игры. Проявив инициативу «Остров сокровищ» можно дополнить логическими загадками, разгадав которые ребенок получит следующую подсказку и т. д.

Практически в любой обстановке можно поиграть с ребенком в игру «Говори наоборот». Возможно, малыши еще не знают, что такое антонимы, но они знают, какие понятия являются противоположными, примером свет – тьма, холодно – тепло. Взрослый и ребенок могут поочередно называть друг другу слова и подбирать к ним противоположные.

Младшим школьникам также подойдет интересное и полезное задание «Исключи лишнее». Такое упражнение можно предложить малышам как в устной, как и в письменной форме. Смысл в том, что взрослый называет ряд с 3-4 понятий, которые связаны между собою родовой или видовой связью. Среди названного ряда нужно упомянуть одно лишнее слово, которое с остальными не связано. Малыш в свою очередь должен вычислить это слово и объяснить, почему оно не подходит к остальным. Примером, корова, коза, кот, яблоко (яблоко лишнее, потому что оно принадлежит к фруктам, а остальные слова называют животных) .

Для развития мышления школьников придумано огромное количество игр, заданий и упражнений. Умелое использование их в школьной и родительской практике принесет наилучшие результаты. Главное здесь – желание и инициатива.

Чтобы развитие логического мышления младших школьников характеризировалось высоким уровнем, учителя и родители должны объединить усилия и постоянно развивать у детей психические процессы, и логическое мышление в особенности.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Развитие логического мышления младших школьников" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}