Главная » Родителям » Плохое поведение в школе — не приговор?
24
Oct

Плохое поведение в школе — не приговор?

Рубрика: Родителям     Комментарии: Комментариев нет

«Ваш сын ударил одноклассника». «Ваш ребенок не выучил домашнее задание». «Ваш малыш нагрубил учителю». Такие и аналогичные формулировки довольно часто встречаются в школьных дневниках.

Нужно отметить, что проблема не новая, она актуальна во все времена.

А что это такое – плохое поведение?

Что включает в себя понятие «плохое поведение»? Оно достаточно размытое. Нельзя сказать, что ребенок ведет себя плохо, если он использует кулаки и все, что попалось ему под руку в качестве защиты от хулиганов на улице. Но вот если дети подерутся в школе, это уже однозначно оценивается как плохое поведение. Хотя скорее можно было бы назвать такое поведение неудобным или трудным для окружающих. Родителей очень подавляют и расстраивают жалобы учителей на плохое поведение в школе их детей, и они стараются найти способы воздействия на ребенка – наказание на каждую провинность, нравоучения, задушевные беседы, приведение примеров поведения «хороших» учеников – ничего не дает положительных результатов. И драки в школе, срывы уроков и склоки с учителями продолжаются.

Выясняем причины

Почему они так поступают? «Назло», как считают многие взрослые? Или ими руководит что-то другое? Очень распространенное сегодня мнение, что во всем и всегда виноват телевизор, компьютер и интернет, тяжелая музыка. Многие учителя считают, что в таком поведении виновато и недостаточное воспитание учеников, и утверждают, что родители должны устранять недочеты в поведении ребенка.

Для того, чтобы не занять позицию обвинителя, оставив при этом ребенка с его проблемами наедине, необходимо разобраться с тем, что движет ребенком, для чего он поступает плохо. Педагоги и психологи в один голос говорят о том, что ребенок не будет вести себя плохо «так просто». Любое действие имеет мотив. Нужно уметь ответить на вопрос – чего ребенок хочет добиться своим поведением? Психологи утверждают, что на поведение учащихся в школе влияют четыре внутренних мотива:

Желание быть замеченным

Каждый ребенок должен получать определенное количество внимания от значимых для себя людей, и если он не получает ласки, заботы и одобрения, он добивается внимания другим способом – ведет себя нехорошо, и тогда внимание взрослых уже всецело обращено на него, хотя оно и не слишком приятное, но все же внимание.

Борьба за самоутверждение

Если родители ведут себя чересчур властно и опекаемо, вступает в силу этот мотив. «Я сам» — основное требование ребенка с двух лет до юношеского возраста. Поэтому естественной реакцией на категоричные замечания, резкость и несправедливость будет бунт.

Месть на обиды в прошлом

В основном это обиды на своих родителей, а особенно ярко выражен этот мотив, если ребенка отлучили от семьи – его воспитание занимаются бабушки, или его поместили в учреждение для детей-сирот. Часто бывает, что мама уделяет одному ребенку больше внимания, а другому меньше. Часто в наше время происходят разводы, и тогда ребенок тоже таит обиду. В душе он страдает, его гложет обида, но он может выразить их через непослушание и дерзость.

Переживание собственной неудачливости

Неблагополучная ситуация в одной сфере жизни ребенка может привести к неудачам в другой. Например, конфликты с одноклассниками, трудности по какому-то из школьных предметов могут стать причиной запущенной учебы и вызывающего поведения. Такого ребенка отличает заниженная самооценка. Постоянно получая в свой адрес критику, он стает неуверенным в себе, делает выводы – если у него не получается ничего, тогда не стоит и стараться, но внешне он стремится показать окружающим, что он безразличен к этому.

Можно сделать вывод, что все мотивы поведения неблагополучных детей сводятся к одному – к потребности любого ребенка в тепле и внимании, потребности быть принятым и уважения его личности. Любое нарушения в поведении ребенка – крик о помощи.

Цели плохого поведения ясны, но как понять, какую цель преследует тот или иной ребенок? Учителя, родители и психолог школы должны стать общей командой для того, чтобы понять истинную, внутреннюю причину эмоционального неблагополучия каждого конкретного ребенка. Сделать это не так просто, ведь на поверхности все причины выливаются в одни и те же поступки. Но как только будет получен ответ, будет проще работать с проблемой ребенка, и наладятся его дела в школе.

Как быть?

Родители должны обратить внимание на собственные переживания и ощущения, когда их ребенок совершает тот или иной проступок. Оказывается, эмоциональная реакция может сказать о том, что скрывается за проблемами подростков.

Итак, подробнее в соответствии с рассмотренными мотивами:

· Раздражение возникает в том случае, когда ребенок ведет борьбу за внимание, всячески изводя родителей своими выходками и непослушанием;

· Бессильная злоба, желание наказать, сломать внутреннее сопротивление ребенка возникает, если он борется за превосходство;

· Обида у родителей возникает, если в основе поступков ребенка месть;

· Если ребенок чувствует себя неудачником, родители также испытывают чувства безнадежности и даже отчаяния.

Необходимо также уметь прочитывать своего ребенка как открытую книгу, относится к нему внимательнее, научиться разговаривать с ребенком на равных, не обвиняя его ни в чем и не оценивая. Нужно быть для ребенка другом, который понимает его внутреннее состояние.

Важно стараться помочь своему ребенку, чтобы он чувствовал, что взрослые на его стороне – разговаривать с учителями и друзьями, пойти на консультацию к психологу, выяснять, какие взаимоотношения в классе. Увидев, что взрослые заинтересованы в его жизни, ребенок станет больше доверять и рассказывать о своих проблемах.

Надо быть честными в отношениях с ребенком, признавать свои ошибки и промахи. А в целом поведение взрослых тоже должно быть положительным, чтобы дети знали, как нужно себя правильно себя вести.

Самое главное – нужно научиться находить для ребенка хотя бы полчаса в день, чтобы выслушать его, узнать о его проблемах и делах. У ребенка не должно возникнуть чувство покинутости и ненужности.

По горячим следам

В случаях, когда возникает подозрение, что ребенок что-то совершил или поступает жалоба от классного руководителя на поведение учащихся в школе, большинство родителей занимают диктаторскую позицию. На ребенка обрушивается град обвинительных по своей сути вопросов.

Нужно уметь остановиться. Прислушаться к ребенку. Ведь давление взрослых только вынудит совершить ребенка еще одно «преступление» — ложь во избежание дальнейшего допроса.

Нужно начинать разговор спокойно, мудрые родители разряжают обстановку шуткой, и уже затем выясняют, что произошло в дружеской беседе.

Не нужно задавать закрытые вопросы морально-этического характера, например «ты понимаешь, что поступил плохо? Почему же ты так сделал? ». Взрослые люди, совершив что-то неприглядное, просят прощения и объясняют свое поведение плохим настроением или самочувствием. Детям гораздо труднее назвать свои чувства. Поэтому в первую очередь нужно в спокойной и дружелюбной обстановке выяснить, какие чувства испытывал ребенок, когда совершал свой поступок, для чего он делал это, и какого результата ожидал. Когда взрослый поможет ребенку разобраться в своих чувствах, надо объяснить ему, почему не следует поступать таким образом. Слова «плохо» и «нельзя» употреблять в разговоре нежелательно.

И еще одно значимое правило при беседе с ребенком – не нужно задавать вопросы, ответы на которые у взрослого уже есть. Ведь беседа с родным ребенком – это не допрос опасного преступника.

Чего делать нельзя никогда

В первую очередь, не стоит повышать на ребенка голос. Крик – это свидетельство неуверенности и беспомощности. А спокойный и ровный тон голоса говорит о сильном духе. Постоянный крик провоцирует возникновение эмоций взрослого у ребенка, и он начинает осознавать, что только таким способом нужно добиваться своего.

Еще одно свидетельство слабости человека – бить ребенка. При ударах, пусть даже несильных, в сознании ребенка формируется страх и обида. И, наконец, ребенок сам начинает вести себя подобным образом с тем, кто слабее его, вымещая так свою обиду. Он также считает, что слова не имеют той значимости, какую имеют шлепки. Лучше всего успокоиться, а уже потом начинать разговаривать с ребенком.

Нельзя унижать ребенка, выражениями на подобии «Для чего тебе голова? », «Ты сам послушай, что ты говоришь» оказывается разрушительное воздействие на положительное видение себя.

Не нужно выражать угрозу в адрес ребенка. Этим можно добиться только того, у детей возникает чувство неприятия и боязни взрослых, а поведение не изменяется в лучшую сторону.

Заставлять ребенка давать какие бы то ни было обещания не приведут ни к чему хорошему. Он может просто-напросто забыть об этом, а сам станет более циничным и у него разовьётся стойкое чувство вины.

В это же время нельзя позволять ребенку все, что ему вздумается, ведь в таком случае у него не формируется представления о правилах и ограничениях, которые он должен соблюдать. А это повлечет за собой абсолютную несамостоятельность и медленное приспособление к среде.

Плохое поведение ребенка в школе – это не приговор. Важно научиться лучше понимать своего ребенка и самого себя, и быть ребенку самым лучшим другом.

Но помнить и о том, что ребенок должен быть ребенком. Нельзя требовать от него постоянно послушания, правильности, уважения к окружающим и соответствия всем их требованиям.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Плохое поведение в школе — не приговор?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}