Главная » Родителям » Как проявляются гиперактивность и дефицит внимания у ребенка?
31
Jul

Как проявляются гиперактивность и дефицит внимания у ребенка?

Рубрика: Родителям     Комментарии: Комментариев нет

Каждый родившийся малыш является полностью уникальным и неповторимым существом. Родители не могут заранее спланировать, каким должен быть их ребенок: спокойным или непоседливым, веселым или сдержанным.

По мнению психологов, среди детей можно отдельно выделить группу малышей, которые по своему психическому развитию отличаются от других в наибольшей степени. В данном случае речь идет о таких понятиях, как гиперактивность и дефицит внимания. Воспитатели в детском саду и учителя в школе называют таких детишек импульсивными и расторможенными, придавая этим прилагательным отрицательный смысл.

Гиперактивные дети во многих ситуациях принимают решение о совершении какого-либо поступка мгновенно, даже не пытаясь подумать о возможных последствиях. Нередко они настолько сильно увлечены игрой, что могут просто не замечать и не слышать замечания взрослых. Из-за своей беспрерывной подвижности и суетливости такие дети часто вызывают раздражение и отрицательное отношение окружающих их взрослых. Ведь каждое их действие необходимо контролировать.

Заслужено ли такое отношение, ответить могут знающие специалисты. Психологи считают, что диагноз дефицита внимания и гиперактивности возможен, когда ребенок не может полностью контролировать свое поведение и управлять им. Как результат у малыша отмечаются повышенная импульсивность, двигательная гиперактивность и нарушение внимания. Сложившееся в результате поведение создает для самого ребенка и окружающих его людей серьезные проблемы. Если же все указанные черты малыша лишь слегка преувеличены в сравнении с его сверстниками и никаким образом не влияют на его взаимоотношения с окружающим миром, то употребление данного диагноза является недопустимым.

Ошибочным является мнение многих воспитателей и педагогов, которые утверждают, что такое поведение вызвано плохим или неправильным воспитанием родителей. На самом деле причина заключается в особенностях строения и работы головного мозга ребенка, которые чаще всего кроются в генетических факторах.

Причинами гиперактивности так же могут выступать преждевременные или трудные роды, родовые травмы, различные инфекции. Также может сказаться и неправильный образ жизни будущей мамы. В первую очередь опасны курение и тяжелые условия труда.

Согласно статистике, гиперактивность встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Ведь они рождаются более крупными, что может затруднить роды и вызвать определенные травмы головы. По данным различных исследований, ей страдают от 2,2 до 18 % детей раннего возраста.

Первые признаки заболевания начинают проявляться еще в возрасте 2-3 лет. Однако к врачу родители приводят детей не ранее восьмилетнего возраста, когда симптомы становятся ярко выраженными. К тому же именно в этом возрасте ребенок должен уметь проявлять практически «взрослую» самостоятельность и сосредоточенность. Этого требует и работа по дому, и учеба.

Подобный диагноз ребенку может поставить только знающий специалист после тщательного обследования, которое должно быть проведено с помощью детально разработанных методик.

Перед тем как перейти к психологическому обследованию, доктор обязан собрать детальный семейный анамнез, уточнить особенности протекания беременности и родов. Он должен собрать всю информацию о перенесенных ребенком заболеваниях. Лишь после этого малышу предлагается пройти специальные тесты, которые помогут определить параметры гиперактивности и внимательности ребенка. В подобного рода исследовании могут участвовать малыши, достигшие 5-летнего возраста.

Например, говорить о нарушение внимания можно лишь, когда для поведения ребенка характерны не менее шести из ниже описанных симптомов. А именно — не может сосредоточиться на деталях выполняемой работы, допускает ошибки в заданиях по причине своей невнимательности; не может удерживать внимание на определенной игре или задании. Также без особого желания приступает к деятельности, для выполнения которой требуется продолжительное сосредоточенное внимание, старается ее избегать; постоянно забывает или теряет необходимые, например, для работы в школе, вещи; регулярно отвлекается на посторонние предметы; не слышит и не слушает, когда к нему обращаются взрослые; забывает о своих повседневных обязанностях.

Гиперактивность считается выраженной при наличии большинства следующих характеристик: ребенок стремится к постоянному движению и поэтому не может усидеть даже короткое время на одном месте; слишком разговорчив; не может играть или отдыхать спокойно; может вставать с места без разрешения, когда необходимо некоторое место оставаться в сидячем положении; постоянно бегает и стремится все перевернуть вверх дном в местах, где это не позволительно.

Импульсивным ребенка можно считать, когда он — постоянно начинает говорить, не дослушав заданного вопроса до конца; не способен к долгим ожиданиям из-за своей нетерпеливости; стремится постоянно вмешиваться в деятельность или разговор окружающих.

Описываемые симптомы могут сопровождаться нарушениями сна, сердечными приступами, энурезом, а также отклонениями в речи ребенка.

О рассматриваемом диагнозе позволительно говорить лишь в том случае, если предложенные выше симптомы начали проявляться у ребенка в возрасте до семи лет. Кроме того они должны быть ярко выявлены как минимум в двух различных сферах, например, в детском саду и дома. Расстройства должны создавать ребенку проблемы во всех сферах его жизнедеятельности.

Для получения более точных результатов возможно проведение и аппаратного обследования, в результате которого дети подвергаются магнитно-резонансной томографии, которая регистрирует электрический потенциал мозга и выявляет соответствующие изменения. Данная процедура безболезненна и безопасна.

Если же все указанные черты лишь слегка преувеличены в сравнении с психологическим развитием сверстников ребенка и никаким образом не влияют на его взаимоотношения с окружающим миром, то употребление данного диагноза является недопустимым.

Сочетание гиперактивности и невнимательности является лишь одним из самых распространенных вариантов указанного выше заболевания.

Следующим по популярности считается дефицит внимания без гиперактивности. Данный вариант наиболее часто встречается у девочек. Он проявляется в постоянном уходе человека в свои фантазии и мечты, что выражается в периодическом витании в облаках.

Дети, имеющие данную психологическую особенность, не могут долго сохранять внимание на одном объекте. У них низкая степень концентрации, в результате чего они постоянно и легко отвлекаются на посторонние предметы. Для них сложно правильно распределить внимание между двумя предметами или действиями. Кроме того такие дети не способны к быстрому переключению с одной деятельности на другую.

Взрослые должны знать, что поступки, совершенные при наличии у детей гиперактивности и дефицита внимания – это не умышленные шалости ребенка, а нарушение развития, которое заложено в характере малыша с первого момента рождения. Оно не является временным или приобретенным. И каждому малышу необходима помощь и поддержка всех без исключения окружающих его людей.

Родители, как и другие взрослые, контактирующие с ребенком, должны стараться придерживаться позитивной позиции. При любой возможно малыша нужно хвалить за его даже самые маленькие успехи и заслуги. Особенно это касается заданий, которые требуют особой концентрации внимания. Это придаст ему уверенности в своих силах.

Гиперактивные дети должны обязательно играть как можно больше на свежем воздухе. Но их нужно оберегать от переутомления. Желательно постоянно соблюдать четкий распорядок дня. Не нужно нагружать малыша сразу несколькими заданиями. Пусть он сначала выполнит одно, а уже потом возьмется за что-то новое. Запрещается постоянно говорить ребенку слова «нет» и «нельзя», а также угрожать различными наказаниями.

Взрослые должны запомнить, что вызывающее поведение гиперактивного ребенка – это способ привлечь внимание. Если родители будут уделять малышу много времени, играя с ним, у него отпадет потребность в таком шаге. Занимаясь с малышом, нужно организовать его рабочее место таким образом, чтобы его ничего не отвлекало от выполняемого им задания. Стоит убрать с поля обозрения фотографии, плакаты и ненужные предметы.

Гиперактивным детям полезно иметь увлекательное хобби, которое позволит им укрепить веру в собственные силы. В тоже время вся их энергия окажется направленной в нужное русло.

Существует ряд игр, которые помогут избежать такого диагноза, как синдром дефицита внимания и гиперактивности.

В первую очередь, это виды деятельности, направленные на тренировку внимания. Например, игра под названием «Шапка-невидимка», в которой ведущий должен положить под шапку несколько предметов. Сначала шапку понимают на несколько секунд. Ребенок должен постараться запомнить как можно больше предметов. Затем шапка опять опускается. Малыш пытается перечислить все запомнившиеся ему предметы.

В заключение стоит сказать, что на данный момент времени специалистами разработана масса игр для тренировки усидчивости и импульсивности у детей. Это поможет ребенку быть здоровым и полноценным.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Как проявляются гиперактивность и дефицит внимания у ребенка?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}