Главная » Родителям » Дефицит внимания у ребенка: что делать, чтобы помочь школьнику?
01
Авг

Дефицит внимания у ребенка: что делать, чтобы помочь школьнику?

Рубрика: Родителям     Комментарии: Комментариев нет

Нередко можно наблюдать дефицит внимания у ребенка. Если такой недостаток имеется, то нужно побеспокоиться и заняться его устранением. Для этого существует целый комплекс различных мероприятий.

Дефицит внимания у детей — это синдром, который наблюдается в наше время все чаще. Поэтому актуальность проблемы очевидна. По поводу причин появления этого нарушения психологи и психиатры спорят не один год. В наше время дефицит внимания детей тесно связан с другим явлением, точнее, диагнозом – гиперактивностью. В современной психиатрии и психологии эти понятия неразделимы. Это нарушение психики детей получило название – СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) .

СДВГ – состояние, которое является вторичным синдромом при наличии у ребенка таких психических заболеваний как ранний детский аутизм, некоторые формы умственной отсталости и другие пограничные состояния. Как правило, синдром дефицита внимания с гиперактивностью не встречается в чистом виде, хотя, как и все заболевания имеются и исключения.

Условно выделяют 3 типа нарушений:

— гиперактивно-импульсивное поведение;

— поведение с преобладанием нарушений внимания, рассеянности;

— смешанный или комбинированный тип.

Примечательно, что синдром принято считать как расстройство развития ребенка, однако, это не так, СДВГ скорее поведенческая проблема. По статистике около 9% школьников попадают в группу риска. К тому же нарушение характерно как для мальчиков, так и для девочек.

Причины возникновения СДВГ.

Несмотря на долгое изучение проблемы истинные причины возникновения СДВГ неизвестны. Однако по наблюдениям ученых удалось установить несколько факторов, влияющих на возникновение у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

• Генетический фактор. Если у кого-то в семье наблюдался подобный случай, вполне вероятно, что синдром может передаваться по наследству. К этому же фактору можно отнести и генетические аномалии.

• Социальные и семейные факторы. Синдром дефицита внимания может возникнуть у детей из неблагополучных семей, в результате неблагоприятной обстановки в доме или «недовоспитания».

• Факторы риска при внутриутробном развитии плода. К этому виду риска можно отнести неправильный образ жизни матери, употребление алкоголя, наркотических веществ или курение, асфиксия, гипоксия, родовые травмы разной тяжести или употребление во время беременности некоторых медикаментов. Не зря доктора призывают женщин еще до беременности вести нормальный образ жизни, пройти обследование, а только потом задуматься о рождении малыша. Но, разумеется, так поступает далеко не каждая женщина.

Симптомы дефицита внимания с гиперактивностью.

Диагностировать нарушение можно примерно в 4-7 лет. Существует несколько симптомов, при наличии которых родителям следует бить тревогу и обязательно обратиться к специалисту.

— Нарушение внимания, что часто приводит к запоздалому развитию или плохой успеваемости в школе.

— Противодействие окружающему миру, ярко выраженная агрессия.

— Тревожность.

— Отсутствие или низкий уровень социальных навыков.

— Нарушение сна.

— Незначительное нарушение координации.

Коррекция.

Лечения СДВГ, как правило, должно быть комплексным. В этом случае, в тандеме работают несколько специалистов: невролог, психолог и родители. Только в результате совместной работы достигается нужный результат. Современная психология рассматривает множество методов коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, например:

· Комплекс методик, включающих в себя поведенческую терапию. Коррекция направлена на некоторые аспекты поведения ребенка.

· Методики направленные на коррекцию организации учебного процесса.

· Методики так называемой «обратной связи», основанные на использовании ресурсов мозга самого ребенка.

Кроме того, коррекция нарушения напрямую зависит от развития памяти ребенка, точнее от вида «рабочей» памяти. Это является одним из главных критериев работы. Например, если у ребенка развита слуховая память, то в качестве наглядных пособий можно использовать книги, которые ребенок может читать сам или слушать педагога, аудио и видеозаписи. К выбору материала обучения педагоги-психологи рекомендуют относиться серьезно. Так как выбор сложных пособий может лишь усугубить ситуацию. Материал для заучивания должен иметь понятное для ребенка содержание и форму, небольшой объем и понятный смысл.

Если же имеет место быть более сложная форма нарушения, то простые тренинги не будут плодотворны. В этом случае, педагоги-психологи рекомендуют вводить ассоциативное обучение. Например, можно использовать методику с применением пиктограмм. Эта методика позволяет изучить материал при помощи условных обозначений или знаков. После автоматизации навык осуществляется мысленно без помощи пиктограмм.

Еще одной методикой, которая имеет эффективность при работе с детьми, у которых имеется СДВГ, является метод развития действий проверки и оценки результата своей деятельности. В этом случае ребенок меняется местами с педагогом. Предлагаются задания на исправление ошибок, например, исправление орфографии текста или математического задания. В этом случае ребенку дается установка на самоконтроль.

Дети с СДВГ не собраны и не способны планировать свои дальнейшие действия. Психолог проводит комплекс занятий по тренингу организации деятельности ребенка. Для этого ребенка просят составить короткий план действий в той или иной ситуации. После чего этот навык автоматизируется.

При работе с ребенком с СДВГ психолог обязательно должен провести работу с родителями наблюдаемого. Так называемая методика уменьшения напряженности в семье и школе. С родителями и учителями проводится беседа, в которой психолог озвучивает рекомендации:

· щадящий режим занятий, ребенка не стоит излишне загружать;

· малочисленная группа или индивидуальные занятия;

· время урока не более 30 минут, связано это с быстрой утомляемостью. После истечения этого времени ребенок с СДВГ становится рассеянным и не способен концентрировать внимание;

·если ребенок занимается в общеобразовательной школе, то он должен занимать место максимально близкое к доске, это позволит ему сконцентрироваться на изучаемом материале;

·избегать утомления, это может вызвать агрессию или напротив вест и ребенка в депрессию;

·привить ребенку социальные навыки;

·поощрять по первому же поводу;

·соблюдать режим дня;

·стоит избегать массовые мероприятия.

В настоящее время существует множество методов работы с гиперактивными детьми, и с каждым днем разрабатывается большое количество новых методик. Все больше внимания отводится работе с семьей. Для этого созданы Центры Психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) . Главной целью, которых является комплексная помощь семьям детей с СДВГ и других нарушений развития.

Схема помощи и обследования включает в себя несколько этапов:

— Консультация социального педагога-психолога.

— Психологическое обследование ребенка, посредством тестов, проб и тренингов.

— Обязательная консультация логопеда-деффектолога.

— Обследование врачами неврологом и психиатром.

— Аппаратная диагностика, в нее входят электроэнцефалограмма, эхоэнцефалограмма.

— Непосредственно мероприятия по лечению и коррекции.

— Итоговое обследование.

Комплексная коррекция дефицита внимания у детей включает в себя несколько направлений: психологическое, логопедическое, педагогическое, социальное и медицинское. Работа может проходить как в виде группового занятия, так индивидуального. В качестве психологической помощи используются следующие приемы психотерапии:

·Арттерапия;

·Игротерапия;

·Музыкотерапия;

·Сказкотерапия;

В современных специализированных школах и центрах развития применяются авторские методики. Кроме этого, применяются методики, направленные на тренинг успешности, что позволяет детям с нарушениями поведенческой сферы адаптироваться к школе и социуму в целом.

Коррекция СДВГ требует особого внимания, как родителей, так и учителей. Правильная и своевременная диагностика способна в разы облегчить работу психолога и дефектолога. И, конечно же, избежать развития более нежелательных последствий и развитию отсталости ребенка.

Важно помнить, что комплексное лечение заключается в работе не только специалистов школы, центра помощи, врача, психолога и логопеда, но и семьи, в которой растет ребенок страдающий дефицитом внимания с гиперактивностью. Именно семья должна создать необходимые условия для коррекции и правильной адаптации.

Очень часто случается так, что ни родители, ни педагоги не обращают внимание на такое нарушение. Это плачевно. Ребенок может действительно пострадать, если ему своевременно не помочь. Порой, виной того, что эта проблема пропускается мимо, вовсе не от того, что родители не заботятся о ребенке, а из-за того, что они не обладают знаниями в этой области. Им тяжело разобраться, почему ребенок ведет себя именно так, а не иначе. Поэтому хочется надеяться, что данная статья принесет максимальную пользу и, быть может, кому-то удастся выявить проблемы в развитии ребенка и своевременно помочь ему.

От того как быстро и грамотно среагировать на проблему дефицита внимания у ребенка, будет зависеть его нормальное развитие и психическое состояние. Поэтому задача родителей и педагогов помочь ребенку справиться с этим.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Дефицит внимания у ребенка: что делать, чтобы помочь школьнику?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}