Главная » Новости » Реакции на успех и неудачу среди младших школьников
26
Dec

Реакции на успех и неудачу среди младших школьников

Рубрика: Новости     Комментарии: Комментариев нет

decaedba5dc4ae9c8dbb713811b7

Сегодня уже не нужно доказывать, что оценка педагога имеет большое влияние на формирование личности ученика, действуя как на интеллектуальную сферу, так и на волевую. Психологи указывают на то, что педагогическая оценка имеет две главные функции: ориентированную и стимулирующую. В первом случае оценка выступает как показатель неких результатов и достижений, которых достиг тот или иной ученик. Во втором – отметка связана с влиянием на волевую сферу через переживание успеха или неудачи, формирования действий и отношений.

Ученые проводили эксперимент. Ставилась цель – обнаружить типы реагирования среди младших школьников на успех и неудачу. Предполагалось, что реакции детей в экспериментальной ситуации будут похожи на те, которые возникают при восприятии педагогической оценки. В исследовании брали участие сильные, средние и слабые учащиеся 1-3 классов.

Эксперимент среди школьников на принятие успеха или неудачи.

Перед испытуемыми двумя рядами раскладывали тыльной стороной вверх двадцать пар карточек, расположенных по степени сложности. Каждая пара являла собой два варианта одинаково сложных задач, чтобы ученик мог при желании повторить выбор одного и того же номера задания. Каждый имел шанс сделать 4-5 выборов, но если он хотел выбрать большее количество – это разрешалось. Учеников предупреждали, что время на задание ограничено, то есть у экспериментатора была возможность уменьшить или увеличить время, тем самым создавая ситуацию успеха или неудачи. Детям сообщали, что это задания на сообразительность и их успешное завершение не зависит от уровня школьной успеваемости.

Результаты эксперимента показали, что только незначительное количество учащихся (6%) адекватно реагировали на успех и неудачу, ставя перед собой цели в соответствии с достигнутыми результатами. Во всех других случаях дети демонстрировали разные варианты ответа, когда страх неудачи или игнорирование не позволяли раскрыть ребенку свой потенциал.

После анализа всех результатов испытания ученые пришли к выводу, что реакция успеха и неудачи бывают – адекватной и неадекватной.

Об адекватном рефлексе на успех или неудачу свидетельствуют несколько факторов:

  1. После удачного выполнения задания выбирается более сложная задача, и наоборот.
  2. Небольшое расстройство после неудачи и удовлетворение после успеха.
  3. Смена эмоционального фона не имеет резких скачков.

Психологи объясняют неадекватную реакцию таким фактором как неуверенность в себе. Можно предположить, что для таких детей даже мотивированная или объективная оценка учителя, выведена без учета индивидуальных особенностей – не стимулирует, ведет к увеличению неуверенности в собственных силах.

Правильный педагогический подход к ученику должен предусматривать не только объективное оценивание, но и учитывать индивидуальные особенности младших школьников, как воспринимается оценка учителя.

Чтобы понять, как реагирует ребенок, и правильно ли это, можно проследить за его действиями даже в домашних условиях. Ведь своевременное обращение к специалистам, психологам поможет избежать дальнейших проблем и вырастить психически здоровую личность.

 

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Реакции на успех и неудачу среди младших школьников" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}