Главная » Конкурсы » Задания олимпиады школьников по математике 2013-2014 гг
09
Jan

Задания олимпиады школьников по математике 2013-2014 гг

Рубрика: Конкурсы     Комментарии: Комментариев нет

Школьные олимпиады проводятся ещё со времен становления школы в таком виде, в котором она существует сейчас. Популярность, а вернее последовательность проведений олимпиад из года в года объясняется довольно легко.

Ведь каждый год кто-то из учеников становится образованнее, получает новые знания не в рамках школьной программы, а, к примеру, на факультативных занятиях или в клубах по интересам. Так что идея выяснять полноту знаний учащихся вполне естественна, тем более, что многие призеры школьных олимпиад всех уровней чаще всего связывают свою жизнь с наукой. А наблюдение за их успехами из года в год дает право многим высшим учебным заведениям пригласить способного ученика к себе на обучение, а в дальнейшем и трудоустроить.

Но если вернуться к истории школьных олимпиад, то можно смело сказать, что впервые контроль знаний учащихся начали проводить ещё в начале ХХ столетия. Математика не стала первым предметом по которому проводились олимпиады (это место заняла химия) , но срезу после успеха проведения олимпиады по химии в 1930 году, преподаватели многих предметов стали задумываться о проведения такого вида контроля и в других специальностях. Всесоюзная математическая олимпиада состоялась впервые в Тбилиси в 1967 году и с тех пор проводится регулярно. Можно сказать, что точные науки, такие как математика, химия и физика стали флагманами проведения конкурсных отборов учащихся, ведь олимпиады по гуманитарным предметам начали проводиться намного позже.

Почему же популярность олимпиад не падает, а только растет? Почему всё больше независимых коммерческих организаций всё чаще становятся спонсорами проведения школьных олимпиад? Ответ прост, на первый взгляд хорошо просматривается забота о школьниках, об их будущем, а во многом и настоящем. Но можно сказать, что забота такая имеет более материальный характер для спонсоров, чем простая забота о безоблачном и счастливом детстве. К примеру, некий предприниматель, который очень заинтересован в том, чтобы стать спонсором проведения олимпиады, к примеру, по математике, видит перед собой некую цель: найти и следить за успехами определенного ученика или группы учащихся.

После того, как он или она закончат школу и высшее учебное заведение, им будет предложена работа (иногда и довольно хорошо оплачиваемая, если юный гений математики знает себе цену) . Но это далеко не так просто, как может показаться сперва: ведь олимпиад много, и далеко не на каждой появляется талантливый ученик. Поэтому иногда приходится становится постоянным спонсором, пока не найдется подходящая кандидатура, а затем, вроде, как и отказать неудобно, ведь все уже воспринимают как родного.

Но это предистория, и описанное выше происходит не всегда, обычные же школьные олимпиады, особенно на ранних этапах мало кого интересую, естественно кроме учащихся и учителей. Это происходит потому, что, к примеру, олимпиада школьников 2013 2014, задания к которой уже выложены в интернет «доброжелателями» уже никак не может быть объективной. Никто не знает почему и как, но с завидной регулярностью задания к первому уровню олимпиады (да и ко всем, в принципе, но об этом позже) появляются на просторах всемирной сети. Может быть вина в этом министерства, или издательств, а может быть юные гении программирования лихо ломают сайты и скачивают ответы, к то знает. Только вот пользы от этого никакой.

Если ученик способный к точным наукам, но довольно неуверенный в своих знаниях, он, скорее всего, воспользуется готовыми ответами, которые могут быть с ошибками. Решил бы он все сам, неточностей могло бы быть и меньше. А потом ещё сетевые мошенники, которые предлагают купить готовые задания через интернет. Цена же небольшая, можно и соблазниться, но в лучшем случает пришлют пустой файл (или в какой-то абсолютно ненужной информацией) , а в худшем ещё и вирусов подкинут. Кстати, интернет может стать хорошим помощником в деле подготовки к школьной олимпиаде по математике, а может и серьезно навредить.

Для того, чтобы не травмировать нервную систему нужно, прежде всего, быть осмотрительным – никогда не покупать на неизвестных сайтах-однодневках ничего (вернее, ничего там и не купится, лучше сказать, не бросать деньги на ветер) . Второе правило – всегда иметь собственное мнение по каждому спорному вопросу. И пусть в ответах будет написано, что решал их сам академик с тысячами научных званий, но это интернет, здесь ничего не докажешь и академиком может стать каждый. Можно сказать, что скачать несколько примеров решения вполне можно, однако их необходимо использовать не как готовое решение, а для самопроверки. Кстати, чем больше примеров решить, тем более вероятность того, что на олимпиаде попадется какое-то задание, которое было заранее подготовлено.

Можно взять старые математические сборники заданий признанных автором – как показывает практика, составители заданий по математике любят «классику» и причем совершенно правы в своих симпатиях к каноническим задачам и уравнениям. А еще неплохо было бы, если конечно позволяют знания английского языка, поработать над заданиям иностранных сборников. Во-первых, самооценка от проделанной работы значительно поднимется, а во-вторых и уровень языкового знания тоже. Но это если тяга к знаниям уж очень велика, а вот к городскому и выше уровнях необходимо готовится с привлечением учебников для высших учебных заведений. Это важно потому, как современная школьная учебная программа настолько обширна, что давать задания сверх неё можно только взяв за основу знания, которые получают на следующих этапах обучения.

Это вовсе не призыв штудировать весь университетский курс высшей математики, на школьное олимпиаде, его скорее всего и не будет, но вот проработать какой-то вводный курс к математике любого вуза будет не лишним. Многие учителя, которые не первый год готовят учеников к олимпиаде знают перечь примерных заданий, а иногда даже и учебники из которых они берутся. Так что начиная подготовку не лишним будет спросить у опытных учителей о форме проведения олимпиады и о содержании заданий. Данное замечание относится, скорее, не к ученикам, а молодым преподавателям, какие будут готовить ученика впервые.

Кстати, родителям не стоит думать, что подготовка к олимпиаде с учителем происходит стихийно, как и везде в образовательном процессе преподаватель имеет план, по которому происходит готовка к олимпиаде по математике. Обычно используются готовые сборники с заданиями прошлогодней олимпиады. Довольно часто учителя математики пользуются дополнительным материалом, который они берут у своих методистов. Как правило активная подготовка к олимпиаде начинается со второй половины сентября. Как правило, именно к этому периоду происходит привыкание учеников к режиму обучения и нагрузкам.

Однако если у ученика есть желание изучать предмет более глубоко, учителя могут давать им дополнительные задания и именно таких школьников рекомендуют к участию в олимпиаде. В свою очередь, родители могут и должны следить за увлечениями и склонностями своих детей и, в случае, если есть желание изучать точные предметы, можно обратиться к учителю математики за дополнительными заданиями по математике. Обычно, в августе практически каждый учитель уже находится на своем рабочем месте, поэтому можно смело подойти в преподавателю и проконсультироваться по спорным вопросам. Как правило, учителя не только не отказывают в просьбе помочь во время летних каникул, но даже становятся инициаторами дополнительных занятий.

Любая школьная предметная олимпиада проходит в несколько этапов. Первая ступень – школьная олимпиада. Она проводится по параллелям, это значит, что ученики, к примеру, 8-А класса решают те же задания, что и в 8-Б, класс. Как правило, для олимпиады отбирают до пяти детей, у которых есть способности к изучению математики. Задания олимпиады школьников по математике на этом этапе выбирают либо сами учителя, либо методист по своему усмотрению. Те ученики работы, которых по итогам проверки задания набрали наибольшее количество баллов проходят в следующий тур. Важно знать, что в любой момент учащийся в праве отказаться от участия в олимпиаде, причем не только из соображений сохранения здоровья, но и в любом другом случае, никакие документы для отказа от олимпиады не нужны.

После победы в школьной олимпиаде по математике ученики всех параллелей проходят в следующий тур – городская олимпиада. В ней ученики со всех школ города показывают свои знания. Здесь контроль за исполнением заданий намного жестче, чем на школьном уровне, списать точно не получится, ведь во время написания олимпиады к помещении присутствуют около пяти учителей математики, причем с других школ. Школа, в которой проходит городской этап обычно из года в год одна и та же, как правило, это школа специализированная школа с углубленным изучением математики. Отборочные туры в школе проходят по осенних каникул, затем после подготовки в городскому этапу, примерно в конце ноября-декабре проходит следующий тур.

Далее в марте-апреле проводят областные или краевые олимпиады. Там задания уже намного сложнее, так что для подготовки отводится большее количество времени. Родителям важно помнить, что платить за олимпиаду любого уровня не нужно, все расходы берет на себя организатор или, как уже упоминалось выше, спонсор. Единственное, на что придется потратиться, так это проезд в месту проведения олимпиады школьника и лиц, сопровождающих его, проживание и питание оплачивать не нужно. Не стоит также сомневаться в том, можно ли принимать участие в конкурсе призерам и победителям олимпиад прошлого учебного года – все школьники могут выполнять задания независимо от статуса, правде, если они продолжают изучать школьную программу. Понятно, что после окончания школы принимать участие в предметных олимпиадах уже возможности не будет, даже в том случае, если подросток не стал студентом. Не является препятствием для участия в олимпиаде по математике даже ограничение возможностей здоровья – детям по запросу печатают материалы шрифтом брайля, выделяют тифлопедагога, а также специалиста, который может записывать со слов решения задач.

Не стоит думать, что победа в краевой олимпиаде, это финальная точка, ведь есть ещё и международные олимпиады, куда отправляется победитель. Естественно, что участие в таком мероприятие как нельзя лучше влияет на будущую карьеру школьника, возможно даже за пределами страны. Многие иностранные вузы (как, впрочем, и отечественные) внимательно наблюдают за участниками, а победителям олимпиад 11 классов даже дают льготные условия для поступления или денежные гранты на плату за обучение в любом вузе мира. Карьера участников международных олимпиад, можно сказать, уже практически предопределена – это ученые степени и работы в престижных университетах, ведь знания такого уровня ценятся очень высоко.

Что касается преподавателей, занимающихся работой по подготовке школьников, то, как правило, после победы в городской олимпиаде, ученик начинает заниматься в преподавателем кафедры математики местного вуза, продолжая при этом сотрудничать и со своим учителем математики. Интересно также то, что практически все участники олимпиад по математике городского уровня и выше, являются участниками малой академии наук, с научными проектами в работе, сложность которых приравнивается в квалификационной работе выпускника вуза. При этом данная работа всегда является актуальной и действительно интересной. Как правило школьники уже знакомы с некоторыми преподавателями кафедры математики, поэтому выбор наставника уже фактически сделан.

Путь от победы в школьной олимпиаде по математике до международного признания неординарного мышления довольно долгий и не всегда безоблачный, но в конце школьника ждут щедрые бонусы в виде престижной работы и возможности увидеть мир.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Задания олимпиады школьников по математике 2013-2014 гг" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}