Главная » Школьная жизнь » Литературное развитие школьников в старших классах
09
Feb

Литературное развитие школьников в старших классах

Рубрика: Школьная жизнь     Комментарии: Комментариев нет

Зачастую современные дети не любят читать. А тем более это касается школьников старших классов. У них в голове вовсе другие интересы. Но привлекать к чтению детей нужно и необходимо. Как это сделать? Для этого нужно знать их психологию

Во все времена любая литература, а тем более художественная, считалась искусством слова. Для всякого ребенка изучение художественных произведений — это развитие двух форм познания мира: научной и литературной. Это и объясняет важность такого предмета, как литература, в школах. Он развивает в ребенке чувство высокого, логику, создает воображение и делает человека творческим. Но правильное развитие школьника зависит от степени профессионализма преподавателя. Для того, что бы ученик услышал своего учителя, второй должен обладать такими качествами как отзывчивость, эмоциональное понимание, помощь в конкретизации литературных образов, учитель должен уметь объяснить авторскую задумку и научить ученика самостоятельно ее понимать, школьник должен научиться оценивать искусство. В современных школах литература более практическая, нежели теоретическая. Ребенок не просто читает произведение и забывает, он ищет в нем скрытый смысл, подтекст, читает между строк. И от этого книга все больше захватывает его. На протяжении всего периода школьного обучения литература воспитывает в детях человека, который умеет правильно мыслить, чувствовать героя, сопереживать ему, в общем постигать произведение от корки до корки.

Но не многие преподаватели смогут научить этому своих учеников, да и не многие ученики в этом заинтересованы. Тем более это относиться к ребятам старшего школьного возраста. В период 8-11 класса голова у них занята совсем другим, и очень сложно сконцентрировать их внимание на книгах и литературном образовании. Но все можно исправить, нужен всего лишь правильный психологический подход. Ведь по сути каждый педагог должен быть хорошим психологом. А дети в старших классах, как известно, переживают трудное время — пубертатный период. В этот момент из ни в коем случае нельзя эмоционально и морально ломать. Поэтому умный учитель литературы должен подойти к этому вопросу ответственно.

К 14-17 годам у подростка уже складывается какое-либо мировидение, и в плане литературы тоже. Он уже знает некие художественные азы. у него уже сложилось минимальное художественное восприятие.

Художественное восприятие — это процесс понимания литературного произведения не только на чувственном уровне, но и с помощью логических цепочек, которые выстраиваются за счет ранее принятой информации. То есть это можно назвать актом размышления, понимания связей предметов в произведении. Художественное восприятие литературы и мира развивает в ребенке эстетическую функция мышления и понимания жизни.

Естественно, психология разделяет стадии литературного развития у школьников. Ребята в возрасте 14-17 лет относятся к старшей школьной группе и раннему подростковому периоду. Если в младшем возрасте все дети понимают литературу как сказку, то в ранней юности у человека меняется художественное восприятие, потому что у него начинает развиваться абстрактное мышление. У таких детей «я» встает на первое место, и все переживания героев они проектируют на себя. А так как все они сравнивают с собой, то интереснее всего в их возрасте будет читать истории любви и дружбы. Все это должен учитывать опытный учитель, именно он и сможет привить своим ученикам любовь к литературе. Прочитав такие произведения, ребята будут желать высказаться, рассказать свою историю через призму книги. С помощью этого преподаватель и найдет с ними контакт, нужную ниточку. Но это не значит, что весь анализ произведения школьник должен проводить сам исходя из своего жизненного опыта. Учителю необходимо направлять его, исправлять, учить давать объективную оценку происходящему в произведении и , соответственно, в жизни самого ученика. У таких педагогов, как правило, вырастают логически развитые дети с объективной оценкой мира в целом.

Все психологи мира определяют возраст ранней юности, как период формирования всех духовных ценностей человека. В этот момент происходит перестройка мышления школьника с детского на взрослое. Ребенок становится способным многое схватывать на лету, и , опять же, сравнивать с собой. Самоанализ тут неотъемлемая часть. В юном возрасте на первое место по целям выходит поиск смысла жизни и самоопределение всех нравов и моральных установок. Поэтому учитель должен подбирать такие художественные произведения, которые могли бы давать ответ на волнующие подростков вопросы. Не стоит загружать их философскими трактатами и трудами великих ученых. Достаточно будет дать школьнику хорошее легкочитаемое поучительной произведение, например » Отцы и Дети», и ребенок сам не сможет оторваться от прочтения, если поймет на сколько это схоже с его жизнью. Такие литературные произведения формируют правильное мировоззрение и понимание жизни как она есть. У человек появляется свое мнение на происходящие ситуации. В такой период своей жизни старшеклассники осознают свои эстетические предпочтения, и поэтому хотят и стараются понять не только поверхностный смысл книги, но и забраться далеко между строк, прочитать то, о чем на самом деле писал автор. Таким образом можно сказать, что в возрасте от 14 до 17 лет дети нуждаются в качественно продуманной литературе, которая была бы им интересна, отвечала на их сложнорешаемые вопросы и формировала представление о жизни.

Литературное развитие школьников имеет не мало критериев, которые определяют направление изучаемой литературы и методы ее преподавания. Преподаватель должен так заинтересовать школьника произведением — это самый основной критерий преподавания. Но существуют и другие, не менее важные. Вторым по степени важности будет являться критерий, которые позволит учащемуся понимать значение образов в произведении. Старшеклассники понимают образное обобщение и образную конкретизацию по-своему. У них в этом возрасте. развито эмпирическое мышление, в отличии от младших классов, они воспринимают это как образную действительность, переносный смысл. а маленькие детки понимают это как некую реальность, которая существует рядом с ними. Старшие классы уже умеют создавать не поверхностный ассоциативный ряд, а намного глубже. Они ассоциируют происходящее в книге с жизненными реалиями. Но для этого преподаватель должен познакомить их с этими реалиями. И только мудрый педагог может преподнести историю так, что бы она запомнилась и вызывала ассоциации. Естественно, с возрастом все люди становятся более осознанными, и так же в ряду классов. В 8-11 классах ученики мыслят более осознанно, все конкретности произведения они могут понять, разобрать, раскрыть их глубокий смысл. Старшеклассники уже умеют раскрывать личность автора и понимать его задумки. А для этого перед изучением самого произведения, педагог должен дать учащимся информацию о самом авторе, о его жизни, событиях в судьбе и характере человека. Ведь с помощью этого его творение будет пониматься лучше. В каждое произведение автор проецирует себя, и , ребята, зная его историю, лучше поймут замысел книги и ее значение в собственной жизни. В старшем школьном возрасте понимание более глубокое. Возьмем в пример произведение А. Грина «Алые паруса». Во время урока стоит обращать внимание класса не только на выразительные средства и ясные образы, но и на характеры героев, подробности текста, которые на первый взгляд ускользают от глаза читателя. Вот к примеру история Артура Грея. Всем известно, что он был странным мальчиком со стеклянной летящей душой, но этого не достаточно для полного понимания героя. Обычный педагог на этом и остановиться, но опытный профессионал пойдет дальше и попросить учеников выяснить, предположить, почему же мальчик стал таким, как он добивался своей цели. В работе над текстом внимание необходимо уделять даже самым незаметным мелочам. Многие помнят сцены, когда Грей раскрывает ладонь и показывает Польдишку солнце в своей руке. Младшие классы поймут это как нечто сказочное, но старшеклассники увидят в этом свой смысл — каждый человек своими руками творит себе рай. . В этом солнце видна идея всей книги Грина. И вот так с помощью знания автора, знания образных выразительных средств в литературе создается логическое художественное мышление умного человека. Солнце — это авторская деталь. И в подростковом возрасте в каждом произведении ученик видит такую деталь, которая объясняет весь смысл книги. И преподаватель должен подбирать такие произведения, в которых была бы такая важная мелочь. Это так же развивает и внимание ученика, и его желание к поиску скрытого смысла. Вторым хорошим примером авторских деталей в литературе будет поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». В ней он создает образы помещиков, которые показывают различные стадии смерти дворянства, разложение моральных идеалов. В каждом помещике — отрицательное качество всего дворянства. И каждого дворянина автор описывает с ног до головы, важна каждая деталь: одежда, интерьер в комнате, положение рук, мимика лица. Все это не просто так написано в поэме. Так автор создавал образ, который в наше время школьники, к сожаления, чаще всего принимают за скучно описание, которые следует пропустить. Но это делать ни в коем случае нельзя. А автор писал это не для объема страниц, а для полноты отображения ситуации. Такие детали не просто помогают создать образ помещиков в голове, но они создают образ ситуации безнравственности, отсутствие духовной жизни и консерватизм. Внимание к деталям — главный и важнейший принцип изучения художественной литературы.

Развивающий характер уроков литературы должен быть направлен не только на вооружение учащихся знаниями, которые они должны зазубрить, но и на развитие в ребенке умения самостоятельно находить значение, которое автор скрыл от лишних глаз, и развитие умственных способностей. Содержание уроков художественной литературы в школах должно кардинально отличаться от содержания других школьных предметов. Процесс познания художественного произведения связан не только с изучением новых навыков, но и с эмоциональным состоянием читателя, личностными переживаниями и самостоятельной оценкой книги. Если алгебра дает просто знания, которые следует заучить как аксиому, то литература развивает художественные эмоции, умение подмечать значимые вещи, умение их красочно и ярко описывать, развивает красноречие и умение грамотно говорить. Многие психологи считают, что, если человек умеет переживать за судьбу книжных герое, он сможет быть полезным в реальной жизни. Таким образом, с помощью эмоций, которые вызывают книги, подросток преодолевает все трудности развития в пубертатном периоде своей жизни. Поэтому и преподаватели, и родители должны следить за тем, что бы в возрасте от 14 до 17 лет подросток больше читал, нежели бродил бесполезно по улицам. Это брожение только усугубит его психологическое состояние, а книги помогут быстрее образумиться, найти себя и свои мысли. Ведь труднее всего самостоятельно выразить из словами, но легче всего, когда кто-то сделал это за тебя. А дети, в свою очередь, не должны противиться литературному развитию в этот период потому что это не просто чтиво, которое вовсе не пригодится в жизни, а это дверь, которая откроет им будущее. Это окно, через которое они увидят весь мир объективно и правильно. Все эти слова ребята должны понять сами, а для этого у них должно быть развито правильное мышление. А это уже в руках любящих родителей и квалифицированных педагогов.

Книга — лучший учитель. И эта пословица возникла не зря. Во все времена художественная литература помогала разобраться с личностными проблемами. И сейчас это не изменилось. В школах должны не поучать, а обучать.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Литературное развитие школьников в старших классах" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}