Главная » Школьная жизнь » Как определить уровень тревожности детей младшего школьного возраста?
06
мая

Как определить уровень тревожности детей младшего школьного возраста?

Рубрика: Школьная жизнь     Комментарии: Комментариев нет

Приходя в школьный коллектив, ребенок покидает привычную для него среду и попадает в новый мир, где вокруг не только незнакомые сверстники, но и требовательные учителя. Педагог требует подчинения и дает оценку знаниям и поступкам.

До того как прийти в школу, малыш уже многому научился. Он умеет в разговоре выражать свои мысли, обладает двигательной активностью — может участвовать в подвижных играх. Его уже учили распознавать добро и зло, отличать хорошее от плохого, радоваться, сопереживать. Многие дети уже знакомы с принципами отношений в коллективе, получив подобный опыт в детском саду.

Школьный коллектив требует от ребенка умения заявить о себе, занять свое место среди сверстников и доказать свою значимость среди одноклассников. Теперь общее время провождение сводится не только к возможности поиграть, как это было в дошкольный период, но и к необходимости предложить что-то новое, доказать свои возможности. Коллектив и место ребенка в нем становится главным критерием оценки собственной значимости в жизни школьника. Он стремится завоевать доверие, дружбу сверстников, учится налаживать контакт с учителями. У ребенка появляются новые обязанности, ответственность и новый социальный статус. Он теперь — ученик.

Всех знаний и умений, полученных в семье, становится недостаточно, и в возрасте 6-8 лет можно наблюдать тревожность детей младшего школьного возраста. Такое состояние связано с эмоциональной реакцией личности на вероятную опасность с неопределенными последствиями. Ребенок испытывает чувство страха, попадая в различные социальные ситуации, в которых ему не доводилось бывать ранее. Он волнуется, эмоционально переживает какое-то событие.

Различают ситуативную тревожность и личностную. Первое понятие связано с определенной ситуацией, которая вызывает оправданное беспокойство. Ситуативная тревожность младших школьников считается закономерным процессом развития самосознания. Ребенок понимает всю ответственность происходящего и ищет пути решения возникших проблем. Это дает ему возможность учиться находить выход из сложившихся ситуаций, не допускать неблагоприятного исхода своих действий, повышать уровень своей самооценки в своих собственных глазах и в глазах окружающих. Отсутствие ситуативной тревожности дает противоположную реакцию психики. Ребенок становится инфантильным и безответственным, с недостаточно сформулированным самосознанием.

Личностная тревожность проявляется как характеристика личности — она возникает у натур, склонных к переживаниям. Причиной развития тревожности у детей в начальной школе может быть врожденное нервно-психическое восприятие или особенности взаимоотношений в семье. Чувство опасности преследует детей, воспитывающихся с чрезмерной опекой и требовательностью. Гиперопека проявляется в постоянном контроле родителей за малышом, вечных одергиваниях, многочисленных запретах, предъявлении завышенных требований. Это формирует комплекс «неуспешности». Ребенок в состоянии личностной тревожности постоянно ожидает неблагоприятного исхода событий. Он зажат в общении, у него формируется заниженная самооценка, чувство вины.

Коррекция тревожности младших школьников со стороны психолога потребуется, если замечены следующие моменты в поведении:

— Ребенок проявляет способности к обучению. В то же время, учитель может считать его неспособным учеником.

— Дети с тревожностью не могут сосредоточиться на определенном действии, они стремятся контролировать все элементы происходящего одновременно.

— Если школьник не может сходу выполнить задание, он оставляет всякие попытки вникнуть в суть вопроса и доделать дело до конца. Объясняется это тем, что ребенок считает себя не достаточно способным, чтобы справиться с поставленной задачей.

— Во время ответа на уроке, тревожные дети ведут себя, часто, необъяснимо: иногда они отвечают на поставленный вопрос, в другой раз молчат или начинают говорить очень тихо, жестикулируют, сбиваются, краснеют. В большинстве случаев то, как ребенок отвечает никак не связано с его знаниями по этому вопросу.

— Особенно болезненно тревожные школьники реагируют на свои ошибки, которые озвучивает учитель. Странное поведение усиливается: ребенок теряется и не знает как вести себя в сложившейся ситуации.

Чтобы определить уровень тревожности младших школьников, разработано ряд методик, которые позволяют путем прохождения учащимися определенных тестов, понять их психо-эмоциональное состояние и сделать выводы. Диагностика тревожности у детей заключается в следующем:

Для тестируемого ребенка готовится 14 рисунков в двух вариациях. На основном голова главного персонажа прорисована схематично контуром, на дополнительном дано два варианта первоначального изображения. На картинка изображены типичные ситуации из жизни детей исследуемого возраста: игра, мама с ребенком, умывание, одевание, агрессия и так далее. Рисунки показываются школьнику в строгой последовательности и озвучиваются одним вопросом: как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка — веселое или печальное? Тестируемый сам комментирует предложенные ситуации, его ответы заносятся в таблицу по которой вычисляется индекс тревожности. Метод предложен американским исследователем Р. Тэмлом.

Опросник Филлипса — стандартная методика, направленная на выявление уровня и характера тревожности у младших школьников. Состоит из 58 вопросов, на которые отвечают «да» или «нет». Содержание вопросов помогает охарактеризовать внутренние переживания ребенка, связанные с учебой и взаимоотношениями в школе.

Диагностика тревожности у младших школьников может быть проведена в вербальном общении с ребенком. Для этого создана «Шкала проявления тревожности», автор Немчин Т. А. Во время беседы устанавливается контакт с тестируемым и выявляются социально-демографические характеристики его личности.

Любая диагностика проводится в сочетании с исследованиями положения ребенка в семье и мерами воспитания, принятыми там. Родители имеют прямое отношение к уровню тревожности их детей. Поэтому в семье должны научить ребенка адекватно реагировать на различные ситуации, признавать право ребенка на совершение своих ошибок. Мама не должна переносить на школьника свои страхи. Ребенку нужно помочь освободиться от тревоги по-поводу еще не произошедших событий. Он должен чувствовать себя защищенным и понятым в любой ситуации, тогда будет развиваться чувство уверенности в своих силах, придет понимание, как вести себя в случае неудачи.

Преподаватель должен обратить внимание на формирование у тревожных детей отношение к своим ошибкам. Часто неудача ребенка расценивается, как недопустимый факт, это углубляет проблему развития его личности и преодоление тревожности. Все беседы должны вестись наедине с учащемся в доверительной атмосфере.

Уровень тревожности ребенка в младшей школе зависит от его ощущения уверенности и успешности. Ребенок должен понять способы действия в значимых для него ситуациях и получить эффективную индивидуальную модель поведения.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Как определить уровень тревожности детей младшего школьного возраста?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}