Главная » Школьная жизнь » Идти в ногу со временем: новые формы обучения в школе
28
Апр

Идти в ногу со временем: новые формы обучения в школе

Рубрика: Школьная жизнь     Комментарии: Комментариев нет

Еще несколько лет назад про новые формы обучения в школе никто не только не слышал, но и не думал. Дети шли по общей дорожке сначала в детский сад, а затем в школу. Но в нынешнее время способов обучения довольно много.

Стоит отметить также тот факт, что современные дети очень сильно отличаются от детей предыдущего поколения, старые формы обучения им становятся скучными, поэтому система образования постепенно улучшила не только материал, который преподается в школе, но и его форму подачи.

Основные формы обучения детей

Несмотря на внедрение инноваций в учебный процесс, активные формы обучения все равно не теряют своей актуальности. Конечно, те родители, дети которых имеют различные заболевания, выбирают обучение на расстоянии, но по возможности родители выбирают обыкновенное обучение в школе.

  • Во время фронтального способа подачи материала, класс активно работает над определенной задачей, а материал излагает учитель в классе. Данный метод работы в основном зависит от того, насколько учитель правильно сумеет организовать учебный процесс, насколько заинтересует класс и включит всех работу. Только в этом случае материал будет усвоен на желаемом уровне.

К сожалению, недостатком такой работы является то, что не учитываются индивидуальные способности каждого учащегося, его интересы и предпочтения.

  • Групповая форма обучения предполагает обучение нескольких учеников, которые предварительно разделены на группы. Группы могут создаваться несколькими способами, или на время выполнения определенной задачи, или заранее весь класс делиться на группы и каждой дается конкретное задание.

Стоит отметить, что при групповой форме нужно учитывать уровень знаний учеников, их дружеские отношения.

  • Существует и индивидуальная форма обучения. В этом случае каждому ученику дается задание, с учетом его способностей и уровня знаний. К индивидуальной форме обучения можно отнести и экстернат, но нужно в таком случае обязательно учитывать способности ребенка, ведь нагрузка в таком случае в несколько раз больше.

Стоит отметить, что данные методы обучения преподаватели используют на протяжении долгих лет. Разница состоит в том, что изменяются способы подачи материала для учеников. Что касается нетрадиционных форм обучения, то к ним относится несколько групп.

Первой выступает урок, в котором материал излагается доступными для детей видами – заполнениями карточек и кроссвордов, созданием рефератов и ролевых игр.

Ко второй группе относятся разные формы обучения, не только традиционные лекции, а и уроки, созданные в виде конференций, дискуссий, круглых столов и так далее.

На сегодняшний день существует и заочная форма обучения. Так как несколько лет назад под этим словосочетанием понималась «вечерняя школа», но теперь образование можно получить и дома, и на расстоянии, причем несколькими способами, например, при помощи:

  • интерактивного телевидения;
  • компьютерного обучения;
  • набора компакт-дисков для компьютера.

Во время домашней формы обучения, дети получают материал или по электронной почте, или через сеть телеконференций, или через Интернет. Эта форма имеет много преимуществ, ведь можно заниматься в любое время, и определенный материал ученик будет учить столько, сколько ему потребуется.

Кроме того, образование можно получить на любом расстоянии от школы, можно избежать проблем социального характера с одноклассниками. Но не нужно забывать о том, что для того, чтобы обучаться дистанционным образом, ученик должен знать, как обращаться с компьютером, а родители должны обеспечить ему определенную материальную базу.

Интерактивные формы обучения в последнее время пользуются огромной популярностью среди учителей, так как они не делают учебную деятельность скучной и серой, благодаря им, происходит развитие творческой личности, учитываются индивидуальные предпочтения школьников.

Интерактивное обучение имеет свою цель: достичь определенных результатов благодаря совместной работе, взаимопомощи и взаимной поддержке учителя и ученика.

Такие формы обучения в школе стимулируют интерес и мотивацию к определенным предметам, так как материал подается разными методами, поэтому школьник начинает проявлять активность и самостоятельность. Кроме того, после провождения урока дети будут учиться креативно мыслить, рассуждать и делать выводы.

Во время интерактивного обучения в первую очередь берется во внимание личный опыт ученика, учитываются потребности его знаний. Он начинает анализировать свою же работу, поэтому такое обучение просто необходимо. Но для того, чтобы организованный урок прошел в нетрадиционной форме, учитель должен правильно распределить материал, подать его небольшими порциями, и выложить в интересной форме.

Контакт с учителем в этом случае должен быть таким сильным, чтобы ученик чувствовал себя сверстником, поэтому его самооценка во многом возрастет.

Современные формы обучения

К главным интерактивным формам обучения относятся следующие:

  • Робота в парах и группах;
  • Различные игры;
  • «Мозговой штурм»;
  • Дискуссия;
  • Робота над проектом;
  • Семинарные занятия.

Фронтальная работа знакома всем, но все преподаватели прибегают к ней тогда, когда дети сидят за партами. Конечно, отказываться от нее не стоит, но можно для смены обстановки предложить работу в кругу, когда ученики общаются между собой и учителем на одном уровне.

Круг нужно сделать до начала урока, кода будет известна его тема, определены цели и задачи. В этой форме неплохо проводить словарные диктанты, когда обратная связь осуществляется при помощи мимики и жестов, а также устных ответов учеников.

Фронтальную работу можно проводить и в средине урока, и в конце, подводя общие итоги и анализируя изученный материал, а также при комментировании домашнего задания.

Круглый стол можно организовать и тогда, когда дети подготавливают объемный материал заранее и распределяются между собой на «литературоведов», «биографов», «критиков» и так далее. В таком случае учитываются индивидуальные наклонности ребенка, так как он сам будет выбирать, по какому направлению темы ему готовить материал.

Довольно популярной формой организации занятий является дискуссия. Такая форма чаще всего используется в гуманитарных науках, когда дети вместе с учителем коллективно обсуждают появившуюся проблему, обосновывают свое мнение, приводят доводы, идеи и суждения.

Учитель в данном случае контролирует речь учеников, поправляет их, если высказывания касаются другого русла, а также следит за дисциплиной и порядком, чтобы никто не перебивал друг друга, давал право высказаться каждому.

Такая форма поможет не только разобраться в определенном вопросе, но и значительно улучшить свою речь. В дискуссии возможен также спор, в этом случае ученики будут доказывать свои мнения, давая объективную самооценку, проявляют индивидуальность.

Каждая дискуссия проходит в три стадии. На первой стадии участники дискуссии привыкают к самой проблеме, друг к другу, формулируют проблему.

Во второй стадии каждый участник дискуссии выступает, отвечает на возникающие вопросы, и так далее. В последней стадии, которая называется консолидацией, включает в себя анализ результатов дискуссии, согласовывают между собой позиция и мнения, приходят к общему решению проблемы.

Ученые выделяют несколько видов дискуссии. Во время тематической дискуссии обсуждаются вопросы, которые напрямую связанные с темой урока. Биографический вид ориентируется на предыдущий опыт каждого ученика. Что касается интеракционного вида, то в нем происходит обсуждение структуры и содержания отношений.

Тот или иной вид дискуссии выбирает учитель, исходя из определенных задач и целей, которые он ставит перед собой. Учитель должен добиться от дискуссии того, что ученик должен научиться уважать мнение других, высказываться сам, чтобы к нему пришло состояние успеха.

Работа в группах выступает одной из современных форм обучения. Перед тем, как начать работу в группе, нужно ее правильно сформировать. Они формируются по нескольким признакам – по уровню учебных достижений и по характеру отношений между учениками.

Кроме того, в каждой группе должен быть лидер, который за собой поведет вперед остальных. Но есть и свои минусы, так как лидер может не учитывать мнения других участников, может говорить только свои доводы, которые не всегда выступают правильными.

Поэтому только тогда, когда в группе сложились доброжелательные отношения, будет результат, ведь постоянно будет присутствовать хорошая психологическая атмосфера, будут отсутствовать тревожность и страх.

При подготовке материала для групп нужно помнить, что он должен быть разделен по пунктам на подзадачи, проблемного характера, чтобы была проблема и допускались разные точки зрения, тогда каждый может внести свой вклад.

Роль учителя в группе очень важная, так как он должен в первую очередь объяснить задачу урока, разделить участников не группы, в зависимости от количества человек, раздать им задания и контролировать ход групповой работы.

Если понадобится помощь, он имеет право поучаствовать в их работы, но без навязывания своего мнения. Когда вопрос решен, он должен вместе с учениками прийти к выводу и оценить их работу.

Работа в парах несколько похожа с работой в группах, но в этом методе доступны большие возможности и взаимодействия. Двое учеников, у которых хорошие отношения между собой, способны выполнить большие задания или совместно, или поочередно.

Работу в парах применяют также для того, чтобы совершать взаимопроверку, проводить взаимодиктанты и так далее.

Стоит отметить, что дети давно оценили преимущества парной работы, так как они работают дружно и слажено, уважают интересы друг друга. Учитель работу пар должен проверять только тогда, когда она выполнена.

Работа в парах также имеет свои недостатки. К примеру, во время подготовки учитель использует высокие энергозатраты для того, чтобы подготовить большое количество карточек. Кроме того, не все дети умеют работать в парах и вести диалог. Учитель во время работы в парах должен успевать следить и за движущим классом, и за материалом, который они изучают.

Интерактивные формы работы включают в себя и игровую деятельность. Игры имеют свою квалификацию, и бывают ролевыми, предметными, сюжетными и так далее.

Ролевые игры используются чаще всего. Они являют собой маленькую сценку, которая разыгрывается несколькими участниками. Целью данной игры является наглядно представить и оживить те события, которые хорошо знакомы ученикам.

Во время ролевой игры участники выбирают для себя определенную роль, которую они выбирают для себя, и которую они должны хорошо запомнить. Ролевая игра во многом сближает учеников, так как они открываются и активно работают друг с другом.

  • «Мозговой штурм» — современная форма работы, во время которой активизируется творческое мышление, продолжительность которого составляет от нескольких минут, до целого урока, в зависимости от глубины и задач урока.

Эта форма также имеет свои этапы. На первом этапе педагог формулирует проблему, обосновывает ее значимость. После этого формируются малые группы, объясняются правила «мозгового штурма». Для того чтобы все участвовали в работе, можно сделать круглый стол.

Во втором этапе, разминочном, участники избавляются от психологических барьеров, при помощи разных шуточных игр.

На следующем этапе обсуждается сама проблема, каждый участник выступает со своими суждениями в течение двух минут. В итоге отбираются лучшие предложения в работе, она оценивается в бальных оценках. В конце каждая группа должна предоставить презентацию.

Как видно, новых форм обучения довольно большое количество, поэтому учитель должен грамотно подбирать те виды, при помощи которых тот или иной материал запомниться лучше, но одновременно применять несколько форм нельзя.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Идти в ногу со временем: новые формы обучения в школе" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}