Главная » Школьная жизнь » Формы внеклассной работы с учащимися: информация для учителя
19
мая

Формы внеклассной работы с учащимися: информация для учителя

Рубрика: Школьная жизнь     Комментарии: Комментариев нет

Школа выступает жизненным пространством ребенка, в котором он не только готовится к взрослой жизни, но и живет. Поэтому воспитательную работу нужно организовать так, чтобы каждый ученик стал сформировавшейся личностью.

Важную роль в организации учебного процесса играет внеклассная работа учителя, которая являет собой различную деятельность воспитателей, направленную на воспитание учеников в свободное от уроков время.

Главной целью внеклассной работы является развитие у детей различных творческих способностей и склонностей в самых разнообразных формах деятельности. Организация внеклассной работы лежит на плечах классного руководителя, который должен устраивать различные мероприятия. Кроме того, он привлекает детей к участию их в различных кружках и секциях, которые находятся вне школы.

Еще одной целью внеклассной работы является расширение кругозора учеников, чтобы они узнавали для себя что-то новое, полезное, формировали научное мировоззрение. Ведь на различных кружках школьники вырабатывают саморазвитие и интересно приводят досуг и культурный отдых.

Интересно то, что каждый из школьников имеет право выбирать то направление во внеклассной работе, которое ему ближе по душе. В таком случае они способны достигнуть огромных высот.

На протяжении всего существования, педагоги разработали главные формы внеклассной работы, которые помогают разнообразить досуг учеников.

К ним относят, классные часы, встречи с известными людьми своего города, различные экскурсии, развлекательные вечера, праздники, соревнования, в которые входят турниры, выставки каких-то культурных работ, конкурсы и так далее.

Одной из самых распространенных форм воспитательной внеклассной работы является классный час. На нем проводит различные беседы этнического плана для того, чтобы в учеников формировалась социальная зрелость.

Но перед тем как организовать классный час, классный руководитель должен заранее подумать над его темой, подготовить примерные вопросы, которые будут обсуждаться, а также попытаться предусмотреть возможные результаты.

Нужно также помнить о том, что классные часы должны быть систематическими. Что касается обсуждаемых тем, то к ним также нужно готовиться заранее, подумать над их актуальностью и востребованностью.

Не стоит на классном часе обсуждать деятельность учеников, их неуспеваемость, это абсолютно некорректно и бессмысленно, ведь для этого есть выделенное время, тем более что часто классный час ставится последним уроком, на котором ученики усталые и не хотят воспринимать критику.

Перед тем, как проводить классный час, нужно заранее разработать четкий план, чтобы он проходил в мажорном тоне, с участием абсолютно всех. Нельзя допускать появление равнодушия и скуки со стороны школьников.

Также не стоит упрекать их за ошибочные суждения и мнения, каждый имеет право высказаться так, как он считает нужным, иначе после наказания за неправильную мысль ученик в дальнейшем замкнется в себе, и не будет выражаться вообще, отдавая предпочтение молчанию.

Ни в коем случае нельзя игнорировать вопросы учеников, считая их бессмысленными, ведь они для каждого важные и следует проявлять терпимость и сдержанность. Робкие ученики тоже имеют право голоса, не стоит их лишать этого.

Для того чтобы классный час проходил весело, нужно интересоваться в учеников, какие их интересуют темы и что их волнует. Что касается места их провождения, то это может быть не только школьный кабинет, но и музей, природное окружение, места работы родителей, и так далее.

Внеклассная работа с учащимися включает в себя также этническую беседу. Она направлена в первую очередь на развитие у детей главных морально-духовных ценностей. Как известно, главную информацию о моральных нормах ученики получают в семье, из различных средств массовой информации, из уроков и так далее. Но эта информация чаще всего носит стихийный характер, поэтому если не акцентировать внимание на важных моральных нормах, у детей может развиться ошибочное представление о них.

Как правило, в основе проведения этнической беседы лежит диалог. Во время него дети и учитель делятся своими впечатлениями и переживаниями по поводу определенной темы. В итоге у них должны развиться новые представления о том или ином моральном качестве.

Перед тем, как подготовится и провести этническую беседу, нужно соблюдать некоторым важным правилам:

— Готовиться к ней нужно на протяжении недели. За это время каждому ученику нужно подготовить определенную информацию, сложить свое представление о теме беседы;

— Что касается темы беседы, то ее нужно выбирать, исходя из возраста учеников и от их уровня знаний, а также от взаимоотношений в коллективе. Ведь если тема будет подобрана неправильно, невозможно будет достигнуть ожидаемых результатов.

— Во время проведения беседы нужно обязательно вовлечь всех школьников, чтобы каждый смог высказать свою мысль.

— Заранее желательно продумать план беседы, и следовать ему, чтобы она прошла на высоком эмоциональном уровне, и ученики были максимально заинтересованными.

— Если возникнут незапланированные вопросы, над ними обязательно нужно работать.

— В конце беседы нужно обязательно провести ее анализ.

Как показывает практика, ученикам старших классов желательно проводить диспуты, различные устные публичные обсуждения, так как с возрастом их не удовлетворяет информация учителя о нормах поведения. Ведь у них с возрастом появляется самооценка, стремления самостоятельно разбираться в определенном вопросе на моральную тему.

Встречи с известными людьми также относятся к внеклассным мероприятиям. Они проводятся в различных целях. Известных людей приглашают для того, чтобы развить у детей гражданские качества. В этом случае приглашаются ветераны войны, люди, которые добились в спорте или труде неимоверных высот.

Знаменитых людей города приглашают также тогда, когда они являются представителями разных профессий, а также высших учебных заведений, когда ученики находятся на пороге выхода из школы.

Довольно распространенной формой внеклассной работы являются читательские конференции. Они в последнее время стали актуальными, ведь с каждым годом читателей художественной и научной литературы все меньше из-за появления информационных технологий. Но как бы там не было, нужно пропагандировать популярную литературу среди школьников, ведь они должны самостоятельно излагать свои мысли по поводу того или иного произведения, ведь это влияет на развитие полноценной личности.

Во время подготовки к конференции школьники готовят доклады с обсуждением определенной проблемы, на материале указанных учителем произведений. Кроме докладов, на конференции ставятся инсценировки, пересматриваются отрывки кинофильмов по мотивам произведения, и так далее. В итоге учитель делает вывод, решена ли проблема, и какие трудности возникали во время ее решения.

Выставки. Данный вид внеклассной работы проводится для развития у детей любви к культурным ценностям своего города. Их могут проводить на уроках труда, во время туристических и краеведческих походов, а также во время посещения заведений изобразительного искусства. Во время их проведения экскурсоводы демонстрируют уникальные экспонаты, знакомят с их историей и отвечают на вопрос любопытных школьников.

Массовые праздники. Проводятся регулярно с участием всех учеников школы и во время их проведения приглашаются известные люди, писатели, художники, а также композиторы. Поэтому они проходят на высоком эмоциональном уровне и надолго остаются в памяти школьников.

Одним из любимых внеклассных мероприятий являются соревнования. Они способствуют проявлению активности учащихся, стимулируют их интересы, бодрость духа и стремление к победе. Чаще всего устраиваются спортивные соревнования между учениками класса, школы или между другими школами. В этом случае активно пропагандируется спорт, а также активный здоровый образ жизни.

Но есть и соревнования какого-либо рода творчества – рисования или вышивания, в котором принимают участие отдельные представители из класса.

Что касается воспитательного эффекта, то он зависит от того, насколько тщательной и усердной была подготовка, а также учитываются способности каждого участника.

Конкурсы и олимпиады также организовываются в каждой школе ежегодно. Благодаря ним можно выявить скрытые таланты ребенка, увидеть творчество и повышенный интерес к определенному предмету.

Что касается тем конкурсов, то они могут быть самыми разнообразными. Ими могут быть и конкурсы детских рисунков, и художественных работ, а также технических конструкций. Во время их проведения, ученики, которые имеют определенные способности, стремясь к победе, стараются выполнить лучшие работы. Организаторы конкурсов обязательно должны позаботиться о том, чтобы лучшие участники были награждены, так как для них это очень важно.

Олимпиады по учебным предметам проходят в несколько этапов, и к ним нужно начинать готовится с начала учебного года. Что касается участников олимпиады, то выбираются те ученики, которые имеют больших успехи в том или ином предмете. Победители олимпиад обязательно должны быть отмечены на школьной линейке.

Как видно, внеклассных форм работы довольно много. Учитель должен проводить их систематически, но не стоит слишком часто прибегать к ним, все должно быть организовано в свое время, чтобы школьники с радостью принимали в них участие.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Формы внеклассной работы с учащимися: информация для учителя" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}