Главная » Школьная жизнь » Диагностика в работе классного руководителя: формы анализа
14
Апр

Диагностика в работе классного руководителя: формы анализа

Рубрика: Школьная жизнь     Комментарии: Комментариев нет

Классный руководитель главное лицо воспитательного процесса. Первым делом речь идет о формировании личности, которая в дальнейшем способна будет строить жизнь, достойную для определенного человека.

Но что является основой работы каждого классного руководителя? Первым делом это индивидуальное формирование каждого ученика в отдельности. Но при этом относиться к ним нужно таким образом, чтобы воспитать личность. То бишь к каждому ученику должен применятся свой подход. Сам классный руководитель предназначен для того, чтобы взращивать ту самую личность и что самое важное духовно ее обогащать. Что касается педагога, то он имеет несколько другие цели.

В полной мере их можно разделить на тактические и частные. Кроме того, они также как и многие другие ведут себя как настоящие профессионалы. Они стараются оснастить детей такими средствами как умения, навыки, знания, привычны и различные предметные способности. Воспитательная работа любого классного руководителя вполне может быть отнесена к творческой.

Ведь ее успех напрямую зависит от навыков самого воспитателя. Во многих ситуациях все же стоит проявить некоторый творческий подход. Все дети разные и воспитать в каждом из них индивидуальную личность не так просто. В данном случае стоит изучить некоторые возможности, особенности, а также применить педагогические задачи ко всему коллективу. Что собой представляет диагностика в работе классного руководителя, и какова цель этого? Как было описано выше, быть воспитателем не так просто. Ведь человек должен уметь воспитать в каждом школьнике индивидуальную личность.

Причем применять при этом некоторые задачи. Итак, работа классного руководителя должна быть целенаправленной, системной, а также строится на основе воспитательных программ. Кроме того, следует проводить анализ предыдущей деятельности, рассматривать положительные и отрицательные тенденции. Даже более того проводится все это исключительно на личностно-ориентированном подходе.

Необходимо учитывать самые актуальные задачи, рассматривать ситуации в коллективе и т.д. Особую роль играет и уровень воспитанности учеников. Нужно брать во внимание материальные и социальные условия их жизни. Не малую роль играют и решений проблем, а также специфика семейных обстоятельств.

Теперь стоит перейти к рассмотрению принципов деятельности классного руководителя. Итак, первый получил название коллегиальность. Что это такое? Под этим, словом понимается участие в организации самого воспитательного процесса. Только вот основными участниками являются не только ученики и педагоги, но и родители. Следующий принцип системности. Благодаря нему происходит взаимодействие всех участников процесса в общей системе.

Принцип целесообразности направлен на выбор форм взаимодействия между участниками. Причем основными критериями являются именно возраст, индивидуальные особенности, а также целевые и ценностные ориентации. В учет берется и уровень развития всего коллектива. Принцип гуманистической направленности говорит о том, что в центре внимания всегда должен быть классный руководитель. Этот человек является личностью каждого ученика. Ведь подобрать особый подход к столь разным воспитанникам не так просто.

Что входит в основные задачи классного руководителя? Первым делом он должен изучить личность каждого. Причем не только визуализировано, но и так сказать «углубиться». Склонности, интересы, особенности характера и сфера дарований, все это должно быть в поле зрения воспитателя. Все эти познания дают возможность учителю подобрать те самые индивидуальные методы, благодаря которым можно будет придумать пути саморазвития, самореализации и самоопределения человека.

Вторая задача классного руководителя это наблюдение за тем, как ребенок развивается. Кроме того, он должен не только смотреть, но и корректировать все им, же предложенные методы, в случае необходимости. Создавать оптимальные условия для труда и развития также является задачей воспитателя. Организовывать все виды групповой, коллективной и индивидуальной деятельности также входит в программу классного руководителя. Ведь таким образом он не только учит детей взаимодействовать между собой, но и вовлекает учеников в общественно-ценностные отношения.

Обеспечивать свободы и права детей, также занимает не последнюю роль. Кроме того, во внимание берется здоровье, безопасность, а также охрана жизни. Все это должно обеспечиваться не только в период учебного процесса, но и за его пределами. Стоит отметить, что классный руководитель должен корректировать усилия других педагогов по отношения к тому или иному ученику. Анализ работы классного руководителя это неотъемлемая часть во всем процессе обучения. То бишь помочь воспитателю подобрать тот самый подход, дабы можно было на основании индивидуальных особенностей развивать ребенка, не так просто.

Ну и наконец, последняя задача классного руководителя это формирование коллектива группы. Причем сделать это нужно таким образом, чтобы получилось создать настоящую воспитывающую среду. Что под этим подразумевается? Первым делом, это формирование духовных ориентиров, а также нравственных смыслов. Кроме того, не стоит забывать и о социально-ценных отношениях, а также переживаниях самих учеников. Только вот нужно сделать это в групповом сообществе.

Проще говоря, дети должны самостоятельно уметь «акклиматизироваться» в коллективе и при этом не стыдится своих умений, навыков, а также предпочтений. Организовывать личностную и творческую деятельность группы тоже нужно грамотно. Для этого необходимо знать особенности каждого ученика. Ну и наконец, формирование навыков самовоспитания учеников, а также выявление индивидуальности классного общества.

Исходя из всего вышеописанного, можно сделать вывод, что работа классного руководителя является довольно сложной и трудоемкой. Познать каждого ученика и подобрать к нему неповторимый индивидуальный подход не так просто. Потратить на это занятие придется не так мало времени.

Теперь стоит все же обратиться к диагностике и понять, необходима ли она? Естественно, работа любого учителя требует анализа. Такую функцию выполняет непосредственно классный руководитель. Методом наблюдения он проверяет насколько осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику. Ведь, по сути, большинство учителей то игнорируют. Естественно, не каждый человек горит желание подбирать для кого-то свой индивидуальный план обучения.

Но ведь разве не в этом заключается суть учебного процесса? Всегда были дети сильнее, и слабее по развитию. Поэтому каждый из них требует своего индивидуального подхода. Так что диагностика это основная задача в работе классного руководителя. Далее стоит огласить формы работы классного руководителя и дать полную их характеристику. Первая из них получила название информационная. Что входит в ее «работу», и какие функции она выполняет?

Первым делом это получение информации про всех людей, которые принимают участие в педагогическом процессе. На этом этапе уже выявляются особенности каждого ученика. После чего формируется уровень развития ребенка. Ну и наконец, выявляется состояние педагогического взаимодействия. Кроме того, составляются характеристики относительно каждого ученика. Но этот этап не обходит стороной и весь педагогический процесс.

Следующая форма получила название прогнозирующая. Что выполняется на данном этапе? Итак, сначала выявляются потенциальные возможности развития того или иного ученика. Стоит понимать, что обобщенная характеристика не строится, сначала все сугубо индивидуально. Более того, касается это и самих педагогов. Ведь они должны понимать, какой подход подобрать к тому или иному воспитаннику. Проще говоря, строится характеристика всех участников педагогического процесса. Далее прогнозируется взаимодействие между учениками и учителями. После чего делается вывод на основании, которого можно понять насколько все это будет результативно. Третья форма диагностики получила название оценочная.

Благодаря ней можно дать хотя бы обобщенное представление о том, насколько эффективным будет результат. Но без предыдущих пунктов сделать это просто невозможно. Поэтому в данном деле особую роль играет последовательность всего происходящего. Оценочная диагностика позволяет определить эффективность выбранных методов обучения.

Причем во внимание берется также и взаимодействие как учеников между собой, так и с учителями. Но и огромную роль играет «сходство» педагогов. То бишь если учебный процесс не будет, как следует, рассмотрен, изучен, а коллектив правильно и грамотно обучен, то ничего толкового из этого не выйдет. В какой-то мере классный руководитель способен исправить ситуацию. Но только лишь путем того, что будет подсказывать как именно, нужно работать с тем или иным учеником. Четвертая форма диагностики исследовательская.

В данном случае во внимание берутся различные методы, благодаря которым ребенок способен познавать как себя, так и собственные возможности. Кроме того, нужно грамотно создать те самые условия, чтобы ученик мог саморазвиваться. Ну и наконец, последняя форма диагностики это воспитательная. Ее основной задачей также является создание условий.

Только в данном случае для того, чтобы ученик мог развиваться как личность, обрести полезные качества. Для этого нужно выбрать не один способ и метод, чтобы достичь действительно хороших результатов. Все это формы диагностики должны быть не только озвучены, но и реализованы. Это входит в обязанности, как классного руководителя, так и всего педагогического состава.

Следует понимать, что сущность диагностики заключается во многих пунктах. Итак, обнаружить изменения характеристик или признаков личности не так просто. Но именно этим вопросом и занимается само диагностирование. Более того, именно такой метод позволяет увидеть основные нормы или же отклонения в развитии личности. При этом основной ориентир идет на определенный эталон. Благодаря диагностированию можно определить уровень развития или же его ступень.

Ведь сказать что-либо однозначно сложно, нужно сопоставить некоторые факты и только потом делать вывод. Полученная информация должна поддаваться анализу, исходя из чего, выбираются методы, по которым и будет проходить основная работа. Отчет о работе классного руководителя должен показывать насколько те методы, которые он выбрал, оказались эффективными. Наконец, диагностирование устанавливает некоторые закономерности, а также причины, по которым происходят те или иные изменения.

Это касается как личностных качеств человека, так и выбранных методов. Кроме того, вырабатывается конкретный план действий, по которому будет происходить дальнейшее взаимодействие между педагогами и учениками. Педагогическая диагностика представляет собой системное явление. Даже более того в нем можно выделить несколько направлений.

Итак, первым делом происходит диагностика развития ребенка, затем воспитанника, ученика, направлений деятельности педагога и взаимодействие между всеми участниками процесса. Применять методы диагностики можно только лишь в том случае, если присутствует полное осознание всего происходящего. Так, есть несколько пунктов, по которым использование такого способа является недопустимым. Итак, диагностика ни в коем случае не должна быть самоцелью. Более того, ее осуществление происходит систематически и планомерно. Все должно происходить исключительно в естественных условиях жизни.

Работа классного руководителя довольно сложный процесс. Ведь это человек должен понимать, как правильно построить взаимодействие учеников и учителей и подобрать необходимые методы.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Диагностика в работе классного руководителя: формы анализа" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}