Главная » Интересно » Работа с одарёнными школьниками
21
Oct

Работа с одарёнными школьниками

Рубрика: Интересно     Комментарии: Комментариев нет

Одаренные дети отличаются заметными, яркими, порой даже выдающимися достижениями в одной или нескольких сферах или обладают потенциалом, для раскрытия которого требуется грамотный подход со стороны педагогов.

Одаренность можно подразделить на несколько видов:

Академическая — ребенок обладает высоким уровнем интеллекта, отличной памятью, с легкостью усваивает школьную программу.

Интеллектуальная — проявляется в способности к аналитическому мышлению. Наделенные ею дети задают массу неординарных вопросов, очень рассудительны, умеют последовательно выстраивать мысли, проявляют интерес ко всему новому, незнакомому.

Художественная (или музыкально-художественная) . Ребенок увлекается музыкой, без труда запоминает ритмы, мелодии, любит петь, хочет научиться играть на одном или нескольких инструментах, хорошо рисует, лепит, замечает красоту вокруг, проявляют интерес к искусству.

Творческая (нестандартное мышление) . Малыши любят играть с разными машинами, приборами, механизмами, создавать из деталей или старых устройств новые, конструировать модели.

Психомоторная (спортивная) . Такие дети все время находятся в движении, очень энергичны, предпочитают спортивные игры, нередко становятся в них победителями, обладают физической силой, гибкостью, хорошей координацией.

Одаренные дети любую деятельность выполняют на высоком уровне и всегда доводят начатое до конца, при этомдостаточно критически оценивают результаты своего труда и проявляют перфекционизм. Они не просто творят, а ищут новые пути, часто создают что-то необычное из обычных вещей, принимают новаторские решения, раньше других улавливают суть, могут в одно и то же время следить за многими событиями, проявляют внимание к деталям. Одаренный школьник напоминает губку, которая впитывает в себя всю информацию. Такого ребенка отличает богатый лексический запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и задавать необычные и разносторонние вопросы. Обычно такие дети не ограничиваются изучением школьного материала, а читают дополнительную литературу: словари, энциклопедии, журналы. Они нередко придумывают новые слова, которые, на их взгляд, наиболее полно выражают их мысли, любят интеллектуальные игры, викторины.

В 1-3% случаев одаренность бывает явной, т. е. она заметна всем окружающим. В некоторых случаях она становится заметной с возрастом, а может, наоборот, исчезнуть по мере взросления. Однако бывают случаи (и их немало) , когда по тем или иным причинам талант ребенка не проявляется. Специалисты утверждают, что дети со скрытыми выдающимися способностями составляют более четверти всех учащихся. Многие психологи и педагоги уверены, что от природы каждый ребенок наделен определенными дарами, задатками. Если не суметь их разглядеть и раскрыть, то со временем они угаснут. По мере взросления процент одаренных детей сокращается: среди 10-летних он составляет 70%, а через 4-5 лет показатель снижается до 60%. Семнадцатилетних талантливых молодых людей уже не больше 20%. Эти данные ясно указывают на количество детей, чьи таланты не были раскрыты.

В вопросе выявления одаренности у школьников главную роль играют учителя и родители. Функция родителей заключается в проявлении внимания к малышу начиная с самого раннего возраста и обнаружении его наклонностей, интересов, способностей.

Когда ребенок поступает в первый класс, то уже учитель начальной школы отвечает за раскрытие его талантов, создание благодатной почвы для их развития.

Одаренные дети нуждаются в особом подходе. Работа с ними должна вестись на индивидуальной основе, поскольку при занижении планки требований до уровня школьной программы способности детей тормозятся и со временем исчезают.

Квалифицированный учитель уже через несколько уроков без труда определяет наделенных особыми способностями детей. Одни из них могут обладать феноменальной памятью, другие – оригинальностью мышления, третьи – умением анализировать и делать выводы. Педагог определяет способности детей посредством наблюдения, тестов, заданий, требующих новаторских решений, творческого подхода. Во время их выполнения он может отметить быстроту усваивания материала, объем запоминаемой информации, процентное соотношение неординарных решений по отношению к общему количеству задач, способность к концентрации внимания и многое другое.

Выявление талантливых детей – процесс длительный, постепенный. Ведь не все малыши раскрывают свои способности сразу. Многие из них требуют длительной индивидуальной работы. При этом учитель должен проявить особое терпение, внимание, профессионализм: ведь от его способности обнаружить в ребенке недюжинные способности зависит будущее маленького человека. Большое значение имеет и сотрудничество с родителями и воспитателями дошкольных учреждений, которые могут помочь составить начальную характеристику и подсказать основные направления работы с ребенком. Педагог со своей стороны должен использовать опыт, квалификацию и чутье для правильной оценки способностей и степени одаренности ребенка с целью составления плана работы с ним. При этом не следует забывать о том, что даже очень талантливые, возможно, гениальные дети – это в первую очередь дети, которые нуждаются в любви, внимании, ласке, поддержке.

Создание благоприятной среды для развития таланта ребенка и стимулирование его интересов, которые могут быть не очень понятны взрослым – основная задача педагогов и родителей. Одаренным детям необходимо предоставлять полную свободу в выборе сферы деятельности и методов решения поставленных задач. Никакого насилия или принуждения. Роль учителя ограничивается наблюдением, направлением и стимулированием проявляемых способностей. Эти дети также имеют право совершать ошибки, посредством которых они научатся адекватно оценивать свои способности и начучиться ответственности за последствия принимаемых решений, а учитель получит возможность узнать их слабые стороны и вести работу в направлении устранения недостатков и восполнения пробелов.

Одаренные дети в большинстве случаев с самого раннего детства способны размышлять на взрослые темы, проявляют интерес к глобальным проблемам и устанавливают для себя планку довольно высоко. При этом педагоги не должны искусственно занижать ее: ведь ребенок уже находится очень близко от поставленной цели.

Выявлению и развитию талантливых детей способствуют самые разные внеурочные мероприятия: викторины, олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры. Они дают достаточно простора для самовыражения и не ограничивают в выборе методов решения поставленных задач.

После определения талантливых детей педагоги должны создать все необходимые условия для их быстрого развития и наиболее полного раскрытия их дара. При этом ребенка нельзя изолировать от сверстников и подчеркивать его одаренность. Это окажет весьма негативное влияние как на его взаимоотношения с одноклассниками, так и на самооценку, которая может стать неоправданно завышенной, что (как ни странно) затормозит темпы его развития. Тем не менее индивидуальный подход к одаренным детям необходим, но он не должен бросаться в глаза и отделять их от социума.

Отдельно ведется работа с детьми, которые проявляют особые способности, но при этом направление их оптимального приложения пока трудно определить. Таким ребятам следует давать задания из самых разных областей, требующие аналитического или творческого подхода, способности к абстрагированному мышлению или концентрации внимания на мелочах. Методом проб и ошибок, посредством сравнения полученных результатов можно определить, в какой сфере ребенок проявит себя наилучшим образом. При правильной организации работы с талантливыми детьми возрастает вероятность совершения ими качественного скачка в проявлении и развитии своих способностей.

Работа с одаренными школьниками должна вестись посредством следующих мер:

индивидуального подхода во время общих занятий;

организации дополнительных занятий;

участии в викторинах, олимпиадах;

проведении психологических тренингов, консультаций, тестов;

организации конкурсов, интеллектуальных игр, спортивных состязаний, фестивалей;

участии в творческих и предметных кружках, спортивных секциях;

использовании новейших средств информации;

создании портфолио.

Методы работы с одаренными детьми могут быть разными. Обладая достаточной квалификацией, педагог сам может определить направления деятельности. Главное, чтобы его действия создали у ребенка сильную мотивацию для развития.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Работа с одарёнными школьниками" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}