Главная » Интересно » Правила экологического поведения: что нужно знать школьникам?
14
Nov

Правила экологического поведения: что нужно знать школьникам?

Рубрика: Интересно     Комментарии: Комментариев нет

В последние годы школьная программа обучения претерпела существенные изменения, на первый план вышло экологическое воспитание школьников, которое долгие годы не имело практически никакого значения в педагогическом процессе.

Мировая тенденция к повышению уровня экологической образованности, а также значительное ухудшение состояния окружающей природной среды в России, привели к появлению в образовании школьников младшего и среднего звена таких компонентов, как: экологическое сознание, краеведческая экология и т. д.

Именно дети больше всего способны к искреннему сопереживанию и сочувствию, в них можно пробудить и воспитать любовь к природе. Исследования показали, что именно в младшем школьном возрасте, подобное экологическое воспитание будет производить максимальный эффект.

Безусловно, школьникам не под силу решить какие-либо экологические проблемы, поэтому перед образовательной программой стоит следующая задача: всесторонне развить ребенка, научить его жить в гармонии с природой, воспитать в нем любовь и уважение к окружающей его среде, действовать исходя из принципов экологичности, всегда задумываться о том вреде, который могут нанести его действия.

В России провозглашен принцип непрерывности экологического образования, это значит, что начиная с детского сада и заканчивая вузом, человеку прививаются определенные правила гармоничного сосуществования с окружающей средой.

В начальных классах эти принципы закладываются на уроках природоведения, краеведения, но лучше всего в данном возрасте для детей работает показательный, практический урок, поэтому в школах проводят экскурсии в заповедники, где младшеклассникам наглядно объясняют, что на природе делать можно, а чего – нельзя.

Воздействие в таком возрасте должно происходить не на сознание, а на эмоции и чувства, поэтому сложные логические доводы, почему нужно бережно обращаться с природой и рассказы об экологических бедствиях могут только напугать и оттолкнут ребенка. Задача начального уровня – привить любовь и уважение к природе, а уже на следующем этапе, когда ребенок становится старше, начинает критично ко всему относиться, объяснить и воздействовать на его мышление и логику.

В целом, были разработаны «правила экологического поведения школьников» по обществознанию, поскольку в рамках этой дисциплины шестиклассники готовят специальные проекты на тему охраны живой природы и улучшения экологической обстановки.

Правила экологического поведения:

  • не оставлять мусор на природе и не бросать его на улицах;
  • не ломать ветви, не выдирать кустарники, не повреждать кору;
  • не сливать грязную воду, бензин в водоемы, не бросать туда мусор;
  • не разжигать костер, в крайнем случае, нужно тщательно его тушить, чтобы он не стал причиной пожара;
  • стекло, металл, пластмасса – больше ста лет перерабатываются в живой природе, нанося ей огромный урон. Поэтому, подобные изделия нужно отдавать на переработку;
  • не рвать листья и ветки для гербария, лучше сохранить их в живой природе;

Готовя проект по обществознанию, школьники уже не просто говорят о том, что мусорить в лесу – плохо, но стараются более разносторонне осветить проблему экологии, а также, ищут пути решения данных проблем, оценивая их с общественной точки зрения.

В младшей школе проект отличается простотой и наглядностью, например, ученики могут нарисовать на одной половине листа «чистую» окружающую среду, а с другой – «грязную», в серых тонах, с завядшими деревьями и т. п. В старших классах, дети готовят презентации, где затрагивают какую-либо проблему экологии: скопление мусора в городах, загрязнение рек, вырубка лесов, «озоновые дыры» и т. п.

Они рассказывают о степени серьезности проблемы, могут привести данные статистики, фотографии, делают вывод о способах решения проблемы.

Таким образом ребенок проходит весь путь принятия экологических норм поведения, начиная от эмоционально-чувственного познания, заканчивая рациональным. Выпускник должен:

  • знать правила поведения на природе (не рвать растения, не разводить костры, не причинять вред животным, не мусорить, не сливать отходы в водоемы) ;
  • знать экологические проблемы современности, видеть их причины и предлагать пути решения;
  • все свои действия соизмерять с принципом экологичности, то есть ненанесения вреда окружающей среде;
  • нести ответственность и беречь ту среду, в которой он живет, понимать, что нанося ей вред, он, в итоге, наносит вред самому самому себе.
  • принимать приоритетность сохранения живой природы в первозданном виде, над ее ценностью в виде добычи ресурсов и полезных ископаемых.

Именно в школе у ребенка формируют элементы экологического сознания, на протяжении всего времени обучения, в разной форме прививают ему любовь к природе, знакомят с экологическими проблемами и учат находить для них решения.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Правила экологического поведения: что нужно знать школьникам?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}