Warning: file_get_contents(http://aabd.xlog.info/wp_aadb.php?token=633aa9f990ec215004fb8d66e11881e89d575981d232cd5c988a2191030045f9) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 502 Bad Gateway in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-content/plugins/adnow-widget/public/class-adnow-widget-add-area.php on line 63
Главная » Интересно » Педагогическая оценка: роль оценки в воспитании детей
06
Apr

Педагогическая оценка: роль оценки в воспитании детей

Рубрика: Интересно     Комментарии: Комментариев нет

Ребенок еще с дошкольных лет периодически подвергается оцениванию — в основном с точки зрения интеллектуального и физического развития, в абсолютном значении и в сравнении с соответствующими возрастными нормами. Причем функции оценки, даваемой учителем и воспитателем, достаточно широки, и важно, чтобы она оказалась максимально объективной, поскольку способна повлиять на многое в жизни юного члена общества.

Важно подчеркнуть, что педагогическая оценка — понятие значительно более широкое, нежели обычные школьные отметки (в градации от «отлично» до «плохо»). Последние даются уже в школе, причем отнюдь не с первых дней попадания туда ребенка, а вышеприведенный термин затрагивает не только их, но и оценивание юного человека его воспитателям либо учителями, родителями и прочими людьми, в чьем ведении находятся вопросы воспитания малыша. Как заявляют многие специалисты, подобная оценка, являясь неким отраженным впечатлением о конкретном ребенке, его достижениях и способностях, может послужить мощнейшим педагогическим орудием, способствующим формированию его личности.

Особенную роль оценивание играет еще в дошкольные и ранние школьные годы, когда у крохи появляются первые зачатки перфекционизма и юношеского максимализма (по сути, это начинается ближе к кризису семилеток и в полной мере раскрывается в подростковом кризисе). Тогда у ребенка, прежде не особо волновавшегося, насколько правильно и хорошо было выполнено им какое-либо дело (ведь успехом считался уже сам факт его завершения), появляется стремление сделать что-либо лучше, чем ранее получалось. Он начинает видеть некоторые из собственных недостатков, прежде всего — при выполнении каких-либо творческих или учебных заданий, и очень нуждается в помощи более опытных людей, которые были бы способны ему подсказать, что именно требует исправления.

Благодаря вмешательству — в данном случае со стороны педагогов, родителей и прочих значимых взрослых, — юный член общества пытается формировать адекватное восприятие себя, собственного места в мире и успешности относительно других и некоей абсолютной величины, идеала. Собственно, как раз педагоги — если называть так всех, кто задействован в воспитании конкретного ребенка — посредством своих оценок поспособствуют созданию у него завышенной, заниженной или условно адекватной оценки им себя самого. Взрослые уже в дошкольный и ранний школьный период детства человека помогают в закладке фундамента его как личности, прежде всего — в аспекте дальнейшей успешности/неудачливости.

По сути, педагогическое оценивание сводится к двум важнейшим и взаимодополняющим воспитательным методам — поощрению за положительные достижения и своего рода наказанию за недостаточную подготовку к учебе или не соответствующее принятым в обществе нормам поведение. В этом плане даже обычные школьные отметки, как часть педагогической оценки, становятся для учащегося в той или иной степени «кнутом» либо «пряником», причем многое зависит от личности ребенка и уровня его прежних успехов. Например, «четверка» («хорошо») для успешного в учебе школьника будет неким шагом назад — если в его арсенале уже имелось немало пятерок, и в таком аспекте она станет для него показателем определенной неуспешности, отставания от прежних результатов. Для троечника же наоборот — такая отметка служит поводом для воодушевления, ведь это значит, что в сравнении с ранее достигнутыми успехами (а точнее — их невысоким уровнем) он продвинулся вперед. В обоих случаях, если данный юноша или девушка — личность достаточно сильная и «боевая», все, что отличается от отметки «отлично», будет способно подстегнуть его учиться усерднее, трудиться эффективнее — ведь еще будет куда стремиться.

С теоретической точки зрения, основными функциями педагогических оценок считаются три, и одна из них регулирующая — т. е. оценивание воспринимается как метод воздействия на ребенка со стороны значимого взрослого (а в дошкольные годы старшие — непререкаемый авторитет). Двумя другими функциями считаются ориентирующая (юный член общества осознает глубину собственных знаний и достижений) и стимулирующая — побуждение к определенным действиям вследствие переживания успехов/неудач.

Помимо вышесказанного, нельзя не отметить роль педагогической оценки как средства создания не только определенного восприятия старшим дошкольником или учащимся своих достижений, уровня знания и т.п. Этот метод педагогического воздействия хорош и с позиции формирования у ребят чувства долга, трудолюбия и даже воспитания доброжелательности в отношении окружающих. После оценивания ребенок сможет прийти к определенным выводам — в первую очередь, касательно того. чего именно ему недостает для достижения высших успехов, над какими чертами характера еще предстоит основательно поработать, какие пробелы в знаниях заполнить.

К тому же, выставление каких-либо оценок способствует наглядному проявлению некоторых личностных особенностей того или иного юного человека, прежде всего — эмоциональной составляющей его характера. То, насколько бурно или спокойно он реагирует на школьные отметки и другие подобные средства оценивания его способностей и успехов, демонстрирует педагогам и ему самому его темперамент, уровень самооценки, позволяя прийти к определенным выводам. Педагоги в итоге смогут лучше найти подход к такому учащемуся, а он — заняться самовоспитанием, умеряя чересчур уж бурные и неприятные окружающим проявления своего характера (а скрывать их придется — ведь они делают его уязвимым для обид).

Однако на практике воспитатели и учителя порой излишне беспечно подходят к оцениванию достижений своих подопечных, зачастую даже не представляя, к каким последствиям способны привести определенные оценки. Если оценка выставляется на эмоциях и субъективно, а уж тем более — из совершенно непедагогичного желания урезонить и даже унизить «зарвавшегося» ученика, это может отбить у него охоту к дальнейшему обучению, превратить в безынициативного человека с заниженной самооценкой.

Таким образом, педагогическая оценка служит мощнейшим средством личностного формирования школьников и старших дошкольников, стимулируя их дальнейшее интеллектуальное развитие, но для этого она должна быть адекватной способностям и достижениям таких детей.

Хотите поделиться с друзьями?-)

Автор:    

К записи "Педагогическая оценка: роль оценки в воспитании детей" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)

}